Оп-арт: интерьер, который движется
Обманывая наши глаза, оптическое искусство наделяет предметный мир новыми смыслами и возможностями, создает динамику и напряжение в пространстве. Как и когда появился оп-арт и есть ли ему место в современном интерьере. Рассказываем.
Не верь глазам своим
Широкую популярность оптическое искусство приобрело после нашумевшей выставки «Отзывчивый глаз», открывшейся в Нью-Йорке в 1965 году. Оптические иллюзии, продемонстрированные на выставке, потрясли общественность и сделали оп-арт достоянием современников, существенно повлиявшим на американский дизайн того времени.
Цель оптического искусства — расширить границы восприятия, лишить предметный мир статичности. Используя привычный инструментарий форм и цветов, оп-арт сочетает их в таких обстоятельствах, что они создают новую реальность.
Оптическое искусство построено на особенностях зрительного восприятия геометрических фигур, оно ставит человеческий глаз в непривычные условия, заставляя решать непривычные задачи, дезориентирует его. Как результат: ощущение отсутствия целостности структуры, иллюзия движения, выпуклости, глубины или деформации.
Виктор Вазарели, скульптура в городе Печ
Оп-арт использует черно-белую палитру или яркие цвета, но всегда контрасты, оказывающий визуальный вау-эффект.
Геометрические ковры Odabashian
Кто это придумал
Оп-арт пустил ростки ещё в конце 19 века, когда ученые начали экспериментировать с оптическими иллюзиями. Первым был немецкий профессор Томпсон в 1889 году. В рамках исследования особенностей зрения он впервые привел иллюстрации черно-белых «вращающихся» окружностей. К искусство это ещё не имело отношения.
Как художественное течение оп-арт заявляет о себе в 1950-х, вылупившись из геометрического абстракционизма.
Основоположником оп-арта считается французский художник и график Виктор Вазарели, который полагал, что цель его творчества — «пробудить» зрителя. Работы Вазарели — это контрасты, мерцание, вибрации и перестраивающиеся структуры. Чувство головокружения гарантировано.
Виктор Вазарели, «Feny»
Среди других заметных представителей оп-арта британская художница Бриджет Райли. Некоторые её работы производят шоковое воздействие, управляя сбоями в работе зрительного аппарата. Ослепительные цветовые вибрации колышут стены, линии болезненно мерцают, пространство скручивается, раздвигается и деформируется.
Художники оп-арта призывали зрителя стать соучастником творческого процесса, подарив миру искусство, восприятие которого ложится на глаза смотрящего в большей степени, чем когда-либо.
Бриджит Райли и Виктор Вазарели на фоне своих произведений
Такая философия приблизила поп-арт к массовому искусству, спустя время его находки стали активно использовать в оформлении ночных клубов и массовых мероприятий, в графическом дизайне и интерьере.
Оп-арт в интерьере
Если оп-арт в искусстве зачастую безжалостен, в жилом интерьере он может принимать более сдержанные формы.
Жить среди вибрирующих стен и головокружительных завихрений понравится немногим. Тут нужны экстраординарная личность и крепкий вестибулярный аппарат.
Оп-арт в интерьере может работать на вас, визуально расширяя пространство. Зеркала и фотообои с иллюзией перспективы — это в сущности тоже оп-арт.
Если говорить не о технических приемах, а о стилистике — то это прежде всего геометрические принты. Это может быть геометричное американское ретро 60-х, которое как раз-таки вдохновлялось оп-артом, или деликатная современная версия геометрических принтов: оттенки более приглушенные, линии тонкие — на такие глаз не устанет смотреть.
Более узнаваемого эффекта можно добиться с помощью насыщенных красок и строгих черно-белых контрастов. Сам рисунок может быть намного проще полотен абстракционистов, но он должен передавать ощущения ритма, динамики. Не бойтесь сочетания геометрических принтов и экспериментов с мебелью — иллюзионистские формы поп-арта могут интересно смотреться в качестве элементов мебельной конструкции. Такие объекты часто носят чуть ироничную, шутливую форму.
В современном интерьере мотивы оп-арта часто появляются в виде геометрической керамической плитки, или ритмичных принтов на текстиле.
Оп-арт в жилом интерьере приживается в качестве ар-объектов или декоративных элементов, превращая их в точку притяжения взгляда. Такие принты хороши для акцентных стен, пола и даже для отделки потолка. Мотивы оп-арта можно спрятать в узорах на декоративных подушках, коврах и шторах. Они хорошо смотрятся в современных минималистичных пространствах с нейтральной отделкой. Правило такое: вы должны ощущать ритмичность узора, но не головокружение.
Элементы оп-арта добавляют пространству динамики, а интерьеру характера. Их хочется рассматривать, о них хочется расспрашивать и может попробовать повторить?
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйтесь в нашем сообществе.
ЗарегистрироватьсяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
ВойтиИли войти с помощью одного из сервисов