Как найти смысл жизни, если ничего не хочется — советы психолога
История из жизни, или предисловие
К слову, я вас понимаю, ибо сама еще пару месяцев назад мучилась проблемой осмысления. В моем случае проблемным звеном стал недостаток работы, которая приносила бы и удовольствие, и хороший доход. Семья была, увлечения были, убеждения были, установки были, а своего места в трудовой сфере не было. Оттого и не было, что взгляды на жизнь оказались нестандартными.
И руки опускались, и не хотелось ничего, и с собой боролась. Но все изменилось, когда я решила не отступать от своих убеждений и не ломать себя. Я прекрасно знаю свои достоинства и недостатки, способности. Я знала, что будет тяжело (и так оно и было), но нужно начать. По сути в себя верила только я, другие в лучшем случае не мешали. Но мне было достаточно собственной уверенности.
И вот сейчас я смело могу сказать, что чувствую себя гармонично и цельно. Вместе с обретением мной целостности и смысла бытия, сами собой начали совершенствоваться другие сферы, а главное, я чувствую нескончаемый поток сил и желания создавать. Но хватит лирики, думаю, я вас уже вдохновила хотя бы на прочтение данной статьи, теперь более обобщенно и научно.
Структура и суть смысла жизни
Несмотря на всю неоднозначность вопроса, ученым удалось выделить некоторые устойчивые положения о смысле жизни, например, касаемо его структуры. Отмечается, что смыслов жизни, как правило, несколько: ведущий и подчиняющиеся. По этому принципу выделяют следующие модели смыслообразования:
Все смыслы мирно сосуществуют или противостоят друг другу.
Подчинение всех смыслов одному ведущему.
Изменение дополнительных смыслов под воздействием и ростом ведущего.
Несогласованность между ведущим и дополнительными принципами (то есть разделение внутреннего мира надвое).
Ведущий смысл служит лишь прикрытием для постоянно развивающихся истинных смыслов.
Распад главного смысла на второстепенные.
Ведущий смысл один, но он взаимосвязан с другими и может меняться.
Таким образом, смысл жизни – это жизненные цели, средства их достижения (способности) и результат (полученная в ходе профессиональной деятельности, общения и познания мира информация).
Впервые речь о смысле жизни, как правило, заходит в подростковом возрасте. Дети младшего возраста тоже могут произносить это понятие, но, вероятно, слепо повторяя за взрослыми. Согласно психологии развития, в этом возрасте сознательно ребенок не может быть озадачен сим вопросом.
В подростковом возрасте личность начинает искать смысл своей жизни в настоящем, в юности – строить цели и мечтать о будущем, в зрелости – воплощать идеи и корректировать с учетом реалий сложившегося субъективного и объективного мира.
Смысл жизни базируется на ощущении личностью своего места в обществе, ее целях и интересах, представлениях о возможности их воплощения в жизнь. К основным характеристикам смысла жизни относится:
двойственность (может носить конструктивный или деструктивный характер для личности);
реалистичность (соответствие смысла объективным условиям и возможностям самого человека).
Таким образом, смысл жизни – это ось, которая помогает человеку придерживаться единой линии, выстраивать все свои сферы согласно одной нити. За счет этого индивид воспринимает свою жизнь целиком, а не по сферам (отдых, семья, работа), и так же целостно воспринимает себя. Например, при несогласованности смыслов человек может быть подхалимом на работе и тираном дома.
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйтесь в нашем сообществе.
ЗарегистрироватьсяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
ВойтиИли войти с помощью одного из сервисов