Jump to content
Blogs about repair and construction

Датский дизайн: герои и их стулья

Дания — страна, в которой интерьерный дизайн получил статус национальный идеи, дизайнеры — статус легенд, а созданные ими в прошлом веке объекты — статус вневременной классики. Как датские дизайнеры создали стиль вне моды и времени, и почему весь мир полюбил их стулья? Рассказываем.

Функциональный дизайн победил

В первой половине 20 века в скандинавских странах переосмыслили отношение к интерьерному дизайну. Он не рассматривался как статусная привилегия, а превратился в способ повысить качество жизни общества. Всего общества. Дизайн стал массовым, доступным, функциональным.

Датский предметный дизайн можно описать тезисом «избавиться от лишнего, сосредоточиться на нужном». К последнему определению относится: эргономика, компактность, износостойкость материалов и выразительная форма, внимательная к пропорциям человеческого тела.

Исходя из убеждения, что достойное окружение формирует достойных граждан, в 20-е годы прошлого века правительство Дании принимает решение инвестировать в дизайн на государственном уровне. При этом речь идет об архитектуре, ландшафте, оснащение городских зданий и о привычных предметах быта. Большинство датских дизайнеров того времени работают как над амбициозными архитектурными проектами, так и над дизайном стульев и кухонной утвари.

2.thumb.png.6ef47e982c1b516237f16ec8236f2c86.png

Обои Epsilon по эскизам Арне Якобсена и его легендарное кресло «Яйцо»

В начале XX века рабочий класс в Дании получает доступное жилье, которое требует эргономичной «начинки». Дизайнеры трудятся над компактной и функциональной мебелью для малогабаритных пространств.

Дания не только превращает дизайн в свою национальную идею, но и популяризирует его в мире, представляя свои экспонаты на крупных интерьерных выставках за рубежом. Уже к середине 20 века героев датского дизайна узнаёт весь прогрессивный мир.

Главные герои датского дизайна

Несмотря на массовое производство, призванное обеспечить удобной мебелью каждый датский дом, объекты датского дизайна остаются персонифицированными: имена их создателей не прячутся за серийными номерами и названиями фабрик. И до сих пор отскакивают от зубов у каждого дизайнера интерьера.

В датском дизайне никогда не было места радикализму, его история не знала переломных моментов, когда на место старому приходит нечто принципиально новое. Можно сказать, что датские дизайнеры выбрали эволюционный, а не революционный путь развития.

3.thumb.png.f8fb57b0eecfb310cd19a8454fed3e80.png

Стул «Фааборг» и «Фонарь 101» Кааре Клинта

Отцом-основателем датского дизайна считается Кааре Клинт, которого в равной степени волновали эргономика и эстетика объекта. Клинт создал схему, которой придерживались молодые датские модернисты. Вместо того, чтобы раз за разом изобретать велосипед, он предлагал взять за основу историческое наследие, взглянуть на него по-новому и адаптировать к современным реалиям. При этом к понятию «историческое наследие» Клинт относил интерьерные находки разных стран и эпох, не ограничиваясь скандинавской почвой. Так его легендарный стул «Фааборг», появившийся на свет в 1914 году, представляет собой модернизированный гибрид античности и английского неоклассицизма. Работая с проверенным веками «материалом», подлаживая его под современность, Клинт создавал объекты существующие за гранью моды. 

Кроме прочего его занимали идеи компактности и мобильности предмета. Клинт подарил миру свои складные стулья, корпусную мебель с подвижными модулям и знаменитый светильник «Фонарь», который можно сложить и убрать в коробку.

4.png.25c20b8791e2ffa1c51aa8d04f27a820.png

Кресло «Лебедь» Арне Якобсена

Имя, которое первым приходит на ум при упоминании датского дизайна — Арне Якобсен. Будучи архитектором по образованию, прославился Якобсен благодаря своим эргономичным стульям и креслам с забавными «прозвищами» в духе органического модернизма: «Муравей», «Лебедь», «Яйцо», «Капля», «Жираф». Стулья и кресла Якобсена с их плавными изгибами, идеально подстроенными под человеческое тело, считаются одними из самых узнаваемых в мире и, благодаря своей универсальности, до сих пор лидируют в списках потребительских симпатий.

Стул «Муравей» стал первым мебельным объектом датского дизайна полностью промышленного производства.

5.png.d3adf7a45c607c39915d92c2453f01f5.png

Стул «Муравей» Арне Якобсена

Ханс Вегнер стал модернистом, который «счистил» с классической мебели завитушки, оставив чистую красоту конструкции. Именно благодаря Вегнеру стул превратился в самостоятельный объект дизайна, которому больше не обязательно было быть частью гарнитура. Такой подход сделал дизайн интерьера мобильнее, проще и пришёлся по душе публике.

6.thumb.png.69f82f50beca18333698788124f91d6d.png

«Wishbone Chair» Ханса Вегнера

Самый известный стул Вегнера, увидевший свет в 1949 году, называется просто «Круглый стул». Датское изделие с простым названием и удобной закругленной спинкой стало настоящей «звёздой» в США и даже попало на обложку «USA Interior Magazine» в 1950 году, заслужив титул самого красивого в мире стула. Кстати на обложке американского издания стул Вегнера фигурирует под емким названием... «Стул», что очень хорошо характеризует весь датский послевоенный модернизм, стремящийся к понятному, простому и вечному.

7.thumb.png.d36f6858db33210ce86e4431b96baf4f.png

Именно на эти «круглые» стулья в 1960 году усадили Кеннеди и Никсона, участвующих в предвыборных теледебатах.

Ещё один легендарный датский стул подарил миру Вернер Пантон — инженер со страстью к передовым материалам, таким как пенопропилен и пластик. Новые материалы дали возможность создавать новые формы, которые Пантону нравилось облачать в яркие цвета, до него ещё невиданные в датском дизайне. 

В 60-м году мир встречает сенсацию — «Panton Chair», отлитый из цельного куска пластика, который до сих пор остается одной из главных легенд предметного дизайна.

8.png.ccfe7dcb65980f522c96433c51272508.png

«Panton Chair» Вернера Пантона

И это только несколько громких имен и названий, на деле датский дизайн подарил нам множество эргономичных образцов мебели, которые выпускаются и переиздаются до сих пор.

Заветы датского дизайна

Удобство и эстетика в датском дизайне идут рука об руку, одно не уступает другому. Вместо назойливых украшательств — обтекаемые эргономичные формы, вместо подчеркнутой роскоши — скромная элегантность и исключительно качественные, износостойкие материалы.

9.thumb.png.46210dcae93cb1f6d535974f63c04c3c.png

Существуя в просторных рамках скандинавского стиля, датский дизайн любит светлые и натуральные оттенки, но ничего не имеет против ярких и насыщенных цветовых акцентов, которые популяризировал Вернер Пантон. Датский дизайн за свободу выбора и самовыражения, его цель — предоставить необходимый инструментарий.

Чтобы оформить интерьер в датском стиле, необязательно покупать легендарные датские стулья. Выбирайте характерные тона, делайте ставку на лаконичную обстановку и округлую обтекаемую геометрию, помните главный тезис: дизайн для человека.




0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Or sign in with one of these services



  • Our picks

    • Выбор перфоратора - что выбрать
      Я все еще без перфоратора, и, похоже, еще долго без него просижу : выбрать-то, оказывается, есть из чего.AEG, Makita, DeWalt, Metabo, Kress, Hitachi, DWT - кому отдать предпочтение?

      • 254 replies
    • Еще раз про отвес. (Союзмультфильм, 1985)
      Нонче, в разгул копеечных лазерных технологий, простейший отвес вряд ли кого-то взволнует. Но у вертикальных лазерных полосочек есть свои заморочки: чтоб отбить точную вертикаль на стенке - надо быть уверенным в вертикальности плоскости самой стенки, или наверняка направить лазерную риску идеально перпендикулярно к размечаемой плоскости. И начинаются танцы с бубном! + работа лазером на солнышке - занятие не самое воодушевляющее.

        • Thanks
        • Like
      • 1 reply
    • Вступление
      Чтоб не путать с блогом по изготовлению изделий из дерева, создам отдельный блог про мастерскую.

      Мастерскую мечты,  можно конечно сказать моей мечты, но пусть будет общей мечты. Думаю что многие хотели бы чтоб было какое то местечко , у кого то оно уже есть, чтоб разложится с инструментом, что то покумекать, приварить и приколотить, и ни кто,  не мешал в этом ответственном деле ))).
       

       

        • Like
      • 2 replies
    • Заделка швов между ванной и стеной силиконовым герметиком
      Начну с того что шов между ванной и стеной я заделал и результат мне совсем не понравился.До начала работы изучил теорию нанесения - поверхности сухие, обезжиренные и без пыли, для ровного шва проклеить границы малярным скотчем, разглаживать чем нибудь смоченном в моющем средстве или мыльной воде.Вроде бы старался всего придерживаться, поэтому хочу узнать в чем была ошибка.Хочу поделиться трудностями которые проявились во время работы.1. Сложно разровнять нанесенный герметик за один проход по всей длине шва, для моей ванны 1.6 м, а если прерываешься и потом продолжаешь с места останова идеального продолжения не получается, видны неровности. Получается нужно умудриться за один проход одним разглаживанием выровнять стык?2. Если разровнять герметик на одном участке шва, и поначалу убедившись что все ровно, и продолжить заделывать дальше, то при дальнейшем тщательном осмотре первого участка и обнаружении неровностей и попытке его подравнять буквально через 5 минут (ну или 10 не скажу точно) герметик уже теряет пластичность и тянется, и поверхность становится пупырчатой. Получается нужно уложиться за раз в короткое время?3. Если смачиваешь в моем случае резиновый шпатель и разравниваешь шов то буквально через 3-4 разравнивания малярный скотч намокает и отлипает и от него нет толку. Обычный скотч неудобен тем что прозрачный и трудно наклеить ровно по разметке, и неудобно потом ровнять шов так как не видно границ. Какой лентой лучше пользоваться?4. Затем с того же шпателя капельки попадают вниз и затекают под герметик и поверхность на которую он наносится уже не сухая. Как добиться чтобы поверхность оставалась сухой?5. И через какое время после нанесения герметика нужно убирать малярный скотч? Я убрал на следующий день, полагаю что долго ждал, когда герметик уже схватился с излишками на малярном скотче, в результате при удалении ленты края шва как бы рвались с остатками на ленте и получились неровно рваными. И при вытаскивании ленты которая частично попала под герметик край шва немного отходит от поверхности.Вот вкратце, если конечно так можно оценить, вопрос.Как делать правильно чтобы получилось ну хотя бы на четверочку? Как наносить герметик. Какие еще есть нюансы?

      • 194 replies
    • Первые шаги. Столешницы из слэбов
      Первые  попытки что то сделать из привезенных слэбов. Хотя какие тут могут быть попытки, материал стоит денег и прав на ошибку столько сколько есть денег в кармане. Тренируйся за свой счёт как говорится.

      Поэтому каждая доска тщательно осматривается и примеривается, пословица про семь раз отмерь в действии.

      Работа сама по себе не хитрая, творческая, есть несколько досок и их нужно подобрать чтобы и красиво смотрелось и перерасхода не было. Вся подгонка в размер и подрезка делается с минимально возможным съёмом материала, по простому чутка тут отпилил , немножко  там стамеской срезал.

        • Like
      • 2 replies
  • Моя компания

  • Похожий контент


×
×
  • Create New...