Перейти к содержанию
Блоги о ремонте и строительстве

Геометрическая революция: история деконструктивизма


ТК Ланской

656 просмотров

Деконструктивистские здания ломают архитектурные догмы, они похожи на инопланетные объекты, внезапно выросшие посреди привычного городского ландшафта, на архитектурную галлюцинацию, поражающую воображение ломаными формами. Как зародилось самое мятежное направление в архитектуре, разрушившее все принципы эстетики? Рассказываем.

Разрыв шаблона

Деконструктивизм пришёл в архитектуру в конце 20 века, чтобы отринуть накопленный опыт и агрессивно провозгласить новые формы.

Источником вдохновения для деконструктивистов стал советский конструктивизм 20-х годов, который уже делал уверенные шаги по пути разрушения архитектурных традиций. Достаточно вспомнить про Башню Татлина — грандиозный монумент для III Интернационала, который должен был представлять собой две наклонные металлические спирали, состоящие из вращающихся вокруг своей оси зданий различных геометрических форм. В этой амбициозной задумке уже явно прослеживаются деконструктивистские настроения. К сожалению, Башня Татлина так и осталась нереализованным проектом.

Многие радикальные идеи советских конструктивистов остались на стадии макета, поскольку вышестоящее руководство в определенный момент охладело к авангардизму. Эстафету геометрической революции подхватили деконструктивисты уже в конце 80-х годов.

2.thumb.jpg.3a4ab334fd0c0996b1dbebab603b24fd.jpg

Танцующий дом в Праге, архитекторы: Фрэнк Гери и Владо Милунич

Ещё одним истоком нового архитектурного направления стали идеи французского философа Жака Деррида, который использовал термин «деконструктивизм» в работе «О грамматологии», призванной продемонстрировать относительность всех постулатов и границ европейской философии. Конструктивисты применили тот же принцип в архитектуре, отринув все правила и нормативы. Время было подходящее: архитекторы-революционеры получили возможность противостоять законам геометрии благодаря бурному развитию технологий.

3.thumb.jpg.dbbcd1a85dff5c1ed064d177c0bd7a32.jpg

Концертный Зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, архитектор: Фрэнк Гери

В Европе, Азии и США архитектура деконструктивизма переживает стремительный подъем в начале 21 века. Музеи, театры, торговые комплексы, бизнес-центры, художественные галереи и другие значимые городские объекты в крупных городах принимают смелые деконструктивистские формы, сюрреалистично контрастирующие с классической архитектурой. 

Эстетика непрактичности

Деконструктивизм стремится к зрительной усложненности, неожиданности, нецелесообразности. Его не волнуют функциональность и логика, он деструктивен и агрессивно вторгается в городскую среду.

Здания могут вообще не походить на земные объекты или выглядеть так, будто привычные архитектурные формы были сломаны, смяты чей-то гигантской рукой. Они криволинейны, углов либо абсурдно много, либо бы непривычно мало, масштабы сбиты, элементы непропорциональны друг другу.

4.thumb.jpg.2c69622bb4fae80cc276b4d4044453fe.jpg

Здание Музея Гуггенхейма в Бильбао, архитектор: Фрэнк Гери

У строений может быть смещён центр тяжести и искажена перспектива. Окна могут появляться там, где никто не ожидает их увидеть, или отсутствовать вовсе, опоры могут стоять под углом и ничего не нести, а элементы инженерных коммуникаций — выходить на передний план. Драматичные памятники деконструктивизма живут своей жизнью отдельно от окружающего ландшафта, предлагая переосмыслить весь опыт человечества.

6.thumb.jpg.7e8959969edf6009011467225b1c386e.jpg

Оперный театр в Гуанчжоу, архитектор: Заха Хадид

Каждое деконструктивистское здание уникально, поэтому деконструктивизм нельзя назвать стилем в привычном смысле этого слова. Деконструктивизм растворяет рамки традиционной архитектуры, не предлагая новых взамен.

Это не архитектурное направление, это — архитектурное отрицание.

7.thumb.jpg.5333adb2ea45a8395e601908a869f3c7.jpg

Фуникулер Хунгербургбан (Нордпарк) в Инсбруке, архитектор: Заха Хадид

Внутри деконструктивизма

Невероятные снаружи деконструктивистские здания столь же непривычны внутри. Изломы, неожиданные наклоны поверхностей, оптические иллюзии, ощущение неустойчивости, искаженности — впечатление такое, будто попал на борт инопланетного космического корабля или в параллельную Вселенную, где действуют другие физические законы.

8.thumb.png.516bc6eaa549b252276e410c82fc9a15.png

Национальный музей искусства XXI века MAXXI, архитектор: Заха Хадид

Деконструктивистские интерьеры — это не массовое явление, а штучные проекты известных дизайнеров.

Цвета и фактуры в таком пространстве обычно нейтральные: они здесь не главные герои, акцент смещён на архитектурные особенности помещения.  Эргономика не имеет значения. Главное задача — полностью переосмыслить классическую геометрию. В таких помещениях может отсутствовать даже привычный переход от стен к потолку, а пол — превратиться в сложносочиненную конструкцию с подиумами, стеклянными вставками и светодиодными лентами. 

Мебель может быть как экстравагантная, копирующая плавную или ломаную геометрию помещения, так и нейтральная — простых геометрических форм. Но такому интерьеру обязательно нужны дизайнерские арт-объекты, вроде футуристичных стульев Захи Хадид, напоминающих инопланетные растения или недоделанных роботов.

Деконструктивистские эксперименты чаще встречаются в коммерческих пространствах, устроить геометрическую революцию в жилой среде типовой квартиры крайне сложно. Кроме того, деконструктивизм никогда не пытался быть удобным или практичным, так что жить в таком интерьере — сомнительное удовольствие.

Потенциал деконструктивизма не исчерпан, возможно нам ещё предстоит увидеть высшую степень его архитектурного и интерьерного развития.

 



0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе.

Зарегистрироваться

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

Или войти с помощью одного из сервисов


  • Наши рекомендации

    • Как построить теплый дом, не тратя лишних денег
      Строительство гостевого дома решил выделить в отдельную тему, так будет меньше путаницы.


        • Спасибо
        • Нравится
      • 78 ответов
    • Люк для кошек своими руками
      Разумеется давно придуманы и продаются специальные лючки для кошек, которые можно врезать в дверь, но мы ведь не ищем легких путей . Да и по зоомагазинам я не хожу, а "гугление" показало, что такие люки для кошек стоят относительно не дешево. В то же время под рукой были два "копеечных" сантехнических пластиковых лючка для ГКЛ. Все что оставалось, так это обломать фиксаторы крышек, что бы они открывались в обе стороны, ровно выпилить отверстие в двери, да вклеить симметрично эти лючки.

      То, что получилось видно на фото. Разумеется это не для тех, у кого "дизайнерский ремонт", но для обыкновенной квартиры вполне подходит. Недостатков не замечено, животных и людей всё устраивает .


      Реакцию форумчан на этот люк можно узнать в этой теме https://homemasters.ru/...me/?p=330637

        • Ого
      • 6 ответов
    • Подходы к ремонту старых домов в России
      В России сотни тысяч старых домов, многие из которых являются не только свидетельством исторического наследия, но и отражением уникальной культуры и традиций страны. Эти дома, будь то деревянные избы или старинные каменные постройки, сохраняют в себе дух времени и рассказывают историю поколений.

      • 0 ответов
    • Дома из сруба: идеальное сочетание уюта и прочности.
      Строительство собственного дома является важной вехой в жизни любого человека, поскольку оно знаменует собой важное событие. Выбор строительных материалов имеет огромное значение для создания теплого и функционального жилища. На протяжении всей древней истории древесина была распространенным материалом для строительства домов, что отразилось на различных культурах мира.

      • 0 ответов
    • Вторая жизнь дивана: искусство ремонта мягкой мебели своими руками
      В эпоху беспрерывного потребления и стремления к новизне, ремонт старой мягкой мебели своими руками приобретает не просто практическое, но и глубоко философское значение. Это действие как знак уважения к труду мастеров, которые вложили свое мастерство в создание диванов, кресел и пуфов, и как воплощение идеи устойчивого потребления. С каждым возвращенным к жизни предметом мебели, мы не только сохраняем историю и уникальность каждого изделия, но и противостоим бездумному обновлению интерьера за счет экологии и рационального использования ресурсов.

        • Нравится
      • 0 ответов
  • Моя компания

  • Похожий контент


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.