Jump to content
Blogs about repair and construction

Средневековая сказка: интерьер в готическом стиле


ТК Ланской

280 views

 Share

Share


Link

Share on other sites

Молнии пронзают небо над шпилями замка, каменные гаргульи мрачно взирают на заплутавших путников, под сумрачными сводами среди красного бархата и пламени свечей обитают древние вампиры. Этот ассоциативный ряд навязан готическому стилю массовой культурой. На самом деле посыл готической архитектуры полностью противоположен её интерпретации в фильмах и романах ужасов. Что символизировала готика во времена Средневековья и есть ли ей место в современных интерьерах? Рассказываем.

Стиль с варварским названием

Готическая архитектура пришла на смену романской в конце 12 века. Её географической родиной стал парижский пригород Сен-Дени, где настоятель местного монастыря взялся за перестройку церкви. Отступив от канонов романской архитектуры, новатор возвёл два пролёта главного церковного нефа. Сооружение не подразумевалось гнетущим и устрашающим, напротив: аббат хотел наполнить церковь солнечным светом и символизмом.

По задумке Сугерия первый в мире готический храм должен был напоминать корабль: мраморные колонны походили на мачты, своды — на раздуваемые ветром паруса. «Корабль»‎ был призван уносить мысли каждого, кто поднимался на его «борт», к высоким материям.

Впечатляющая идея быстро получила широкое распространение в Западной Европе. Новый грандиозный стиль стал идеальным инструментарием для возведения кафедральных соборов, но постепенно перекинулся и на светские постройки Средневековья. 

2.thumb.jpg.9181a970008b0fa27791df7ad3357470.jpg

Собор Рождества Девы Марии в Милане

3.thumb.jpg.a758f6e5a332688f2c98a17f5a9c8962.jpg

Название стиля появилось позднее, чем он сам. В эпоху Возрождения постройки с башнями, шпилями и стрельчатыми арками были названы «готическими» в честь варварских северных племен, которых древние римляне именовали готами. Архитекторы и живописцы Возрождения яро осуждали готику за её нерациональность, «испорченность», непохожесть на античную архитектуру, к которой стремился вернуться Ренессанс.

Но уже на закате эпохи Возрождения готика вновь стала вызывать восторги общественности. Теперь её ставили в один ряд с античной архитектурой, называя национальным достоянием, а вместе эпитета «варварская» присвоили титул «благородная и устремлённая ввысь».

4.thumb.jpg.174e74df58366d105fc2714e78688d93.jpg

Собор Святого Вита в Праге

5.thumb.jpg.53247ab6d5478db153396e5634f15234.jpg

В 18 веке архитектурные традиции готики вернулись в западноевропейскую культуру. Популярность вспыхнула среди британских аристократов, которые в то время были склонны романтизировать Средние века с их рыцарством и кафедральными соборами. Начались реконструкции полуразрушенных средневековых зданий, достраивались когда-то заброшенные соборы, возводились новые гибридные постройки, в которых готика, смешиваясь с национальной архитектурой, превратилась в неоготику. 

Стрельчатые арки и мистические витражи

Готику легко узнать по стрельчатым сводам и арками, эти элементы в первую очередь отличают её от романской архитектуры. Заострённые готические арки европейских соборов внезапно напоминают о восточной архитектуре. Внезапно, но не случайно: этот архитектурный элемент европейцы увидели во время крестовых походов и взяли на вооружение.

Стрельчатая арка открыла перед архитекторами новые возможности, позволяя распределять массу каменной кладки не по всему периметру, как это делалось раньше, а на отдельные опоры. Благодаря этому стали использовать особый тип перекрытий, который принято называть крестовым стрельчатым сводом или нервюрным сводом из-за характерных выступающих рёбер (фр. nervure — ребро). Нервюры также были позаимствованы Европой у арабской архитектуры и стали настоящей революцией в строительстве, позволяя возводить высокие, светлые и воздушные храмы.

6.thumb.png.f7f8e84cc0b6fb23f9b13010f2b03231.png

В отличие от приземистых горизонтальных романских храмов, готика тянулась к небу. Арки. башни, шпили, колонны — всё в готическом здании стремилось ввысь, провозглашая слияние земного и небесного.

6.thumb.jpg.0bfae16c5221753df056408550a74c0a.jpg

Нидаросский собор в Норвегии

Новый подход также дал возможность заменить часть стен гигантскими окнами с витражами, превратив их в сияющие красочные картины на религиозные темы. Свет, проникающий сквозь такие окна, действует завораживающее даже на современного зрителя, а во времена средневековья был настоящим мистическим откровением.

Даже у гаргулий, которым готика во многом обязана своей мрачной славой, была задача отгонять злые силы или, по другой версии, символизировать победу добра над злом: покорённые чудища защищают церковь. Была у каменных монстров и практическая функция: гаргульи на крышах соборов —  это водостоки, отводящие воду от каменных стен, чтобы она не разъела раствор. 

Такой символичной готика была в основном в русле церковной архитектуры, тогда как светская просто повторяла декоративные приёмы.

А была ли готика?

В интерьере готики как таковой не существовало, с 12 по 15 века этот стиль  действовал только в русле архитектуры и внутреннего убранства соборов. Светские средневековые интерьеры не стремились к готической возвышенности. В жилые пространства стиль проник по большому счёту только во времена неоготики в усадьбах европейской знати. В это время неоготика даже стала официальным стилем Великобритании. 

Интерьеры того времени стремились походить на рыцарские замки и кафедральные соборы одновременно. Неоготика дожила до наших дней как самостоятельный интерьерный стиль, но увидеть её можно в основном в стилизованных отелях и ресторанах, иногда в интерьерах загородных коттеджей истинных фанатов жанра. В городской квартире неоготике тесно, однако отдельные элементы стиля могут прижиться даже на небольшом метраже.

7.png.eb3b113faf8cf4a008d1825b6a5e69f9.png

Говоря о неоготике сегодня, обычно ведут речь о стилизации и атмосфере, причём об атмосфере скорее драматично-кинематографичной, нежели реальной средневековой.

8.thumb.png.32a4244f2ee684986c2bc5262fe99741.png

Резные мебельные элементы могут принимать узнаваемые формы готической архитектуры. Готическое настроение пространству сообщают витражи, бронзовые подсвечники, искусственно состаренный металл и кованые люстры. Если хочется больше стилизации, понадобится сундук, камин и гобелен.

А вот тёмные стены — совершенно необязательное условие для неоготического интерьера, они для тех, кому по душе больше не сам исторический стиль, а его мрачная художественная интерпретация.

 Share

Share


Link

Share on other sites



0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Or sign in with one of these services


  • Our picks

    • Как заделать дырку в ГКЛ
      Профи! У вас наверное ни один потолок без этого не обходится. Как выходите из положения, подскажите! А то уже шпаклевать пора....чертежик прилагается


       

      • 21 replies
    • Особенности национального строительства. Ошибки утепления и их решение.
      В течение этого осенне-зимне-весеннего сезона  мне довелось обследовать кучу разнообразных объектов на предмет теплопотерь. На основании этого опыта сложилась следующая статистика:

        • Like
      • 0 replies
    • Ремонт кухни
      Почти сделал ремонт кухни. Все делал сам, предварительно почитав ваш форум (и другой похожий). Все срывал, снимал, сдирал, смывал и т. д. до основания. Фотки начала ремонта и заливки стяжки (снимал не все а когда получалось). Кухня была расширена за счет кладовки и получилась где-то 10м. Стяжку делал плавающую, сбивал до плиты на плиту песок потом экструдированный пенополистирол, сверху пленка с заходом на стены потом сетка (4 мм х 100 мм) и стяжка 5 см (полимин ЛЦ 2)Дальше была штукатурка трех стен ротбантом, кое-где было по 5 см.Продолжение штукатурки

      • 24 replies
    • СЕРО-БЕЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ
      Современная квартира для молодой пары с тремя детьми. Просторная гостиная, комфортная обеденная зона и роскошная кухня с островом. Три спальные комнаты, большая ванная комната и просторный гостевой санузел с душем. Помимо этого - просторная входная зона и две больших гардеробных. Весь дизайн интерьера выдержан в легкой классике. Палитра основных помещений в основном варьируется от теплого-светлого до холодного-насыщенного серого цвета. Текстура натурального дерева и природный рисунок белого мрамора привносят в интерьер изысканности. Чистота линий и классический прием организации пространства придают интерьеру особый шарм. Архитектурой дома предусмотрены большие окна, дневной свет равномерно окутывает все пространство и позволяет всем текстурам заиграть особенными оттенками. Тщательно подобранное вечернее освещение позволяет осуществлять различные сценарии, подчеркивающие изящность интерьера.

      • 0 replies
    • Штукатурка стен
      Уважаемые господа строители. Хотелось бы узнать подробный процесс ПРАВИЛЬНОГО выравнивания стен (железобетон), составом таким как Кнауф... В этом деле я чайник, но вот красиво хочеться сделать спальню дочке, а денег нету много что бы выложить профессионалам за работу, да и гарантии нет что попадуться хорошие профи... Вот и хочеться узнать что да как, и почем фунт лиха.Заранее спасибо за советы. Стены будут выравниваться для дальнейшей покраске краской Шервин Вильямс.

      • 2,170 replies
  • Моя компания

  • Похожий контент


×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.