Не одно столетие витраж является одним из самых популярных элементов декора помещений. Изначально витражи использовались для украшения соборов и храмов и представляли собой стеклянную мозаику, по прошествии времени технологии изготовления витражей были усовершенствованы, и на сегодняшний момент существует несколько способов.
Художественные витражи для потолков, дверей, перегородок и окон, разумеется, лучше приобретать в специализированных магазинах или заказывать изготовление по индивидуальному эскизу: эксклюзивный дизайн очень популярен среди тех, кому позволяют средства. Работники витражных мастерских готовы воплотить в жизнь практически любые фантазии клиентов. А некоторые фантазии – поскромнее, так сказать – вы можете воплотить и сами, добавив небольшую изюминку в интерьер: небольшое панно, абажур, вазу или что-то ещё.
Основные техники изготовления художественных витражей требуют специального оборудования, которое используют профессионалы, но некоторые вполне доступны и в домашних условиях.
Далее представлено описание таких техник.
1. Роспись по стеклу.
Вам понадобится:
- Рисунок (эскиз)
- Собственно витражное стекло для росписи (Для начала можно попробовать расписывать недорогие рамочки со стёклами, зеркала или часы)
- Витражные краски – фирма на ваш выбор. Сохнут они 4 часа, между нанесениями слоёв должно пройти не менее 12 часов. А до мытья и вообще использования должно пройти 3 дня.
- Растворитель для красок – лучше той же фирмы, что и краски.
- Палитра, наконечник и контуры.
- Ватные палочки для того, чтобы исправлять неровности и всяческие огрехи.
- Иголочка для прокалывания возможных пузырьков.
- Синтетические (лучше) кисти.
- Тряпочка/ватный диск для излишков краски.
- Разлинованный планшет.
Итак. Для начала стекло нужно тщательно вымыть и затем не брать его так, чтобы не оставались отпечатки. Чистое стекло кладётся на выбранную вами картинку. Маркером намечаем на стекле будущий рисунок – можно и сразу контуром. Для более тонкой линии можно использовать наконечники.
Затем ждём, пока контур высохнет – минут 20-полчаса.
После этого наносим краску. Маленькая хитрость для того, чтобы рисунок получился максимально «глянцевым»: нужно держать баночку с краской поблизости, брать на кисточку побольше краски, капать на секцию, и уже потом кисточкой аккуратно распределять по поверхности. Одну секцию нужно всегда прокрашивать от начала до конца, чтобы краска, начавшая высыхать, не образовывала ненужные линии.
Если вы провели неправильную линию – нужно дождаться её высыхания, а потом срезать специальным японским ножом.
По окончании работы витраж оставляем сохнуть.
- Свет на высоте: как организовать освещение лестницы для красоты и безопасности
- Уют в воздухе: как создать зону отдыха с подвесным креслом
- Как создать систему хранения в маленькой квартире без ущерба для пространства
- Создание домашнего кинотеатра: как превратить обычную комнату в кинотеатр своими руками
Пожалуй, это достаточно полное описание процесса росписи по стеклу.
2. Техника Тиффани.
Названа данная техника (между прочим, самая известная) по имени знаменитого декоратора Луиса Тиффани, жившего в США в 19-м веке. Именно он поспособствовал внедрению этой технологии в массы – а на самом деле она существовала и ранее, только для оборачивания использовался свинец, а не медная фольга, которую и предложил Тиффани. Суть метода состоит в оборачивании каждого кусочка стекла клейкой медной фольгой и последующем спаивании кусочков между собой. За счёт того, что кусочки в таком случае можно скреплять под любым углом, витражи можно делать объемными.
Техника Тиффани широко применяется при изготовлении витражных ниш, дверей, потолков, перегородок, а также люстр, торшеров, бра, настольных ламп и так далее, выносных элементов типа бабочек или стрекоз. Она не слишком проста, но если набраться терпения и приобрести все необходимые инструменты – её можно освоить.
Для того, чтобы понять, что из себя представляет метод Тиффани, давайте рассмотрим технику, ему предшествовавшую.
Обе техники – это составление витража из отдельных кусочков стекла, поэтому первый этап изготовления – один и тот же. Однако следует уделить внимание подготовке эскиза: если вы работаете в технике Тиффани, то необходимо провести 2 контурных линии на расстоянии 11мм друг от друга; в случае с классической техникой ширина двойной линии должна равняться размеру свинцового профиля – 1,8мм.
Итак, классическая техника.
Вам понадобятся 2 варианта эскиза: на бумаге и на картоне. Не забывайте учитывать толщину свинцового профиля.
Для резки и обработки стекла: перчатки, стеклорезы учебный и механический, угольник для стекла, щипцы-захваты криволинейные и прямогубые пластмассовые, плоскогубцы 5 и 10мм, роликовые щипцы, абразивный брусок/шлифовальная машинка, сменные алмазные головки, шлифовальные щипцы и защитные очки.
Дополнительно:
Рабочий стол с ограничительными планками, двусторонний скотч, два ножа – фальцовочный и для протяжек, приспособление для раскатывания свинца, ножницы с тремя рабочими кромками, молоток с резиновым бойком и подковные гвозди, стальной шпатель, паяльник, медная лента для армирования, щётка из сорго и перчатки.
Картонная копия эскиза разрезается на шаблоны деталей.
Все стёкла, составляющие витраж, разрезаются и и раскладываются на втором эскизе для проверки размеров. Подготовьте деревянные рейки, дабы закрепить боковые протяжки. Стекло должно быть одной толщины с профилем. Для внутренних деталей используется Н-образный профиль, для внешнего края – U-образный.
Сборка должна начинаться от угла, собирать следует поочерёдно: горизонталь-вертикаль. Профиль закрепите на деревянных рейках. Продолжайте работать, размещать стёкла одно за другим. Места соединения профиля зафиксируйте точечной пайкой. Собранный витраж переверните, спаяйте места соединений с обратной стороны. Для укрепления конструкции заполните мастикой зазоры между стеклом и профилем.
Преимущества технологии: долговечность витражей. До наших дней сохранились витражи, сделанные по данной технологии, которым больше трёх сотен лет.
Недостатки технологии: витражи хрупки и достаточно много весят. Есть и ограничения по размерам: если размер витража достаточно велик, необходимо наличие усиливающих конструкций для того, чтобы избежать провисаний. Наконец, нет возможности создать композицию со сложным рисунком и мелкими деталями.
Техника Тиффани – это, как уже было сказано, улучшенный вариант вышеописанного метода.
От классический технологии Тиффани отличается тем, что свинцовый профиль в процессе не задействован. Происходит обработка вырезанных стеклянных деталей на шлифовальной машине, затем торцы деталей будущего витража оборачивают медной фольгой. После этого все швы пропаиваются оловянным припоем, а на завершающей стадии швы покрывают патиной.
Инструменты для обработки стекла – те же, что и в классическом варианте.
Дополнительно вам понадобятся:
Планка с нейлоновым покрытием и планки для обрамления металлическими лентами; ножницы для резки картона с тремя рабочими кромками, валик для прикатывания медной ленты, контейнер для лент, кромкозагибочное приспособление, респиратор, электропаяльник и белый нестирающийся маркер для стекла.
Достоинства данной технологии и её преимущества перед «предшественницей» очевидны. Во-первых, такие витражи намного легче, и по такой технологии можно изготавливать витражи с выпуклыми или вогнутыми элементами. Благодаря медной фольге, которой обжаты торцы стеклянных деталей, можно использовать даже небольшие кусочки стекла, составляя изящные композиции. При классической технологии это невозможно.
Недостатки витражей Тиффани – разве что их цена.
Для того, чтобы изготавливать витражи в технике Тиффани или классической технике, вам нужно:
- Научиться резать стекло, начиная с простых линий.
- Приобрести специальное оборудование.
- Подумать о помещении, в котором вы будете работать – в квартире работать не рекомендуется.
- Запастись терпением: на изготовление витража может уйти много времени.
3.Альтернатива классической технологии и методу Тиффани – Английская технология накладного витража.
Изготовление таких витражей происходит не из кусочков, а на целом листе стекла.
Для работы со свинцовой лентой вам понадобятся прижим для разглаживания и нож для обрезки.
Для работы с плёнкой – шпатель для укладки плёнки, нож и валик для плёнки, ножницы.
Для пайки: держатель для свинцовой ленты, стол с подсветкой, флюс, припой, и, собственно, паяльник.
Для начала подкладывается под стекло, вырезанное по размеру витража. Самоклеящейся свинцовой лентой прокладываются контуры рисунка – такая лента является имитацией оловянного шва в традиционных витражах. Затем нужно перевернуть стекло и с обратной стороны приклеить самоклеющуюся витражную плёнку (замену кусочкам стекла).
Подбор цвета и фактуры плёнок зависит от сюжета витража. По окончании наклеивания всех деталей по контурам рисунка снова прокладывается свинцовая лента. Она, получается, прокладывается с обеих сторон стекла, а плёнка клеится только с одной. Стыки свинцовой ленты можно запаять оловянным припоем, а готовый витраж покрыть патиной.
Эта технология изготовления витражей существенно экономит время. В магазинах такие витражи недороги, а потому – достаточно популярны, но особенно Английская технология привлекательна для домашнего использования. Её плюсы – небольшие временные затраты, низкая себестоимость, прочность и безопасность, возможность использования на стеклопакетах, а также сравнительная лёгкость – даже если вы не умеете рисовать, вы можете сделать витраж своими руками.
В заключение следует сказать о том, что если вы намерены заняться изготовлением витражей по любой из вышеперечисленных технологий, то сильное желание – это уже полдела. Если вы любите трудности и любите учиться – то технология Тиффани для вас. Если любите рисовать – вам подойдёт техника витражной росписи по стеклу. Ну и Английская технология – самая простая – подходит вообще всем. Удачи вам в украшении вашего домашнего интерьера!
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйтесь в нашем сообществе.
ЗарегистрироватьсяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
ВойтиИли войти с помощью одного из сервисов