Всем известная пословица гласит, что всё новое – это хорошо забытое старое.
В полной мере это относится к возрождению интереса к готике – архитектурному стилю, который возник почти тысячу лет назад. На фоне скучноватых коттеджей, отделанных в духе русской или викторианской классики, и угловатых построек из стекла и металла в стиле хайтек выделяются завораживающие своей мистической красотой особняки со стрельчатыми окнами и арками, цветными витражами и острыми шпилями. Кажется, будто из массивных дверей вот-вот появятся благородные рыцари и прекрасные дамы. Однако в этих величественных зданиях обитают наши современники, для которых обращение к полузабытому архитектурному стилю – способ сделать своё жилище более заметным и индивидуальным.
История великой архитектуры.
До середины XVI века в Европе вообще не было деления архитектуры на стили, пока итальянский архитектор Джорджо Вазари (1511-1574 гг.) не ввёл понятие «готики» (от слова Goten (ит.) – варвары). Тем самым он отделил зодчество наступившей эпохи Ренессанса от уходящей мрачной красоты Средневековья. Впрочем, среди историков и архитекторов термин «готика» получил несколько иное толкование, нежели «варварский», а именно «устрашающе величественный».
Очарование этим мрачно-красивым стилем было настолько сильным, что зданиям, построенным во времена инквизиции, были посвящены прекрасные картины, музыкальные произведения и романы.
Для готических строений, в частности – соборов, характерны огромные замысловатые ажурные конструкции с многочисленными шпилями, устремляющимися в небо. Так, Амьенский собор постройки XIII века имеет высоту свода 42,3 м (на уровне пятнадцатиэтажного дома), причём его остроконечный шпиль поднимается на 112,7 м. А шпиль Ульмского собора, возведенного чуть позже, достиг 161 м, делая этот храм самым высоким в Европе и одним из прекраснейших образцов готической архитектуры Германии.
Удивительно, что столь грандиозные здания строились без мощных подъёмных кранов и сложных архитектурных расчётов. И всё потому, что свод делали ажурным и опирали на столбы, что позволило отказаться от массивных стен. А главное – тяжёлые полуциркульные арки, характерные для романской архитектуры, заменили рёбрами – нервюрами, которые перекрещивались по диагонали и заполнялись лёгкой кирпичной кладкой. Иными словами, в таких зданиях мощным был только «скелет», а значит, уменьшилась нагрузка на фундамент.
Характерными чертами готических соборов стали красочные стеклянные витражи с религиозными сюжетами, а также композиции из статуй и барельефов. Так, на фасаде всемирно известного Собора Парижской Богоматери (Notre Dame De Paris) можно встретить библейские и мифические мотивы: святых, ангелов, химер и горгулий, сценки рая и ада.
Впрочем, в Европе в таком стиле строили не только соборы, но и ратуши, университеты и даже частные дома. Причём в Польше и Прибалтике готика приобрела несколько игривый характер, так как для облицовки зданий использовались не тёсаные камни (песчаник, мрамор, известняк), которые со временем темнеют, а красный керамический кирпич.
Готика в России.
В нашу страну этот стиль добрался лишь много веков спустя, когда Европа уже переживала увлечение псевдоготикой и неоготикой, которые позаимствовали у средневекового оригинала лишь внешний декор, но не содержание.
Первые эксперименты с адаптацией европейской моды к национальной почве, как считается, связаны с именами русских архитекторов Василия Баженова (постройки в усадьбе Царицыно, 1775-85 гг.) и Матвея Казакова (Петровский путевой дворец в Москве, 1775-82 гг.). Они начали использовать во внешней отделке, а иногда и в конструкции зданий самые узнаваемые элементы готической архитектуры – стрельчатые арки, остроконечные шпили на кровле и т.п. Так стала формироваться «русская псевдоготика», которая характеризовалась широким использованием красного кирпича с белокаменными деталями. В этом стиле начали возводиться не только дворцы и храмы, но даже дворянские усадьбы.
В конце XIX века известный предприниматель Савва Морозов ввёл моду на готику среди деловых людей, которые, по словам искусствоведа и историка архитектуры Дмитрия Зубарева, таким способом подчёркивали своё отличие от аристократов и тесную связь с промышленниками Европы. Особняк на ул. Спиридоновка, 17 в Москве, построенный по проекту архитектора Федора Шехтеля, до сих пор считается прекрасным образчиком русской неоготики.
Отличительными элементами фасадов таких особняков стали стрельчатые окна, шпили и зубчатые башенки с готическими и восточными мотивами, а в интерьер добавляли средневековые атрибуты – химер, горгулий, орлов, декоративную ковку и деревянную резьбу. При этом требовалось обеспечить достойный комфорт в соответствии со статусом владельца. Так, в упомянутом выше особняке Морозова архитектор удачно соединил устрашающее величие Средневековья с уютом жилого дома. К примеру, столовая была сделана в виде рыцарского пиршественного зала с обязательным камином во всю стену. Но эта комната не казалась чересчур мрачной из-за оштукатуренных стен и деревянного узорчатого паркета.
Современные технологии для мрачной красоты Средневековья.
В наше время не нужно быть епископом, помещиком или промышленником, чтобы поселиться в готическом доме. Тем не менее, такое жильё – не для каждого, а лишь для тех, кто претендует на право быть не таким, как все. По мнению многих архитекторов, загородный коттедж в готическом стиле – это эксклюзивный формат. Он всегда привлекает к себе внимание и не имеет права быть скромным.
«Площадь готического «замка» должна быть не меньше 400-500 кв. м, с очень высокими сводчатыми потолками, иначе трудно передать дух рыцарской эпохи, – считает Сергей Лунев, главный архитектор проектного бюро Artdoma. – Внешний «готический» вид дому придают характерные очертания арок и оконных проёмов, круглые или квадратные в сечении башенки с крышами конической или пирамидальной формы, обилие остроконечных шпилей на крутых скатных крышах, а также кованые парапеты кровли и балконов, массивные ставни и решётки на окнах. Но главное, что готика всегда устремлена к небесам. Весь дом должен словно тянуться вверх».
Желающим ощутить себя частью европейской истории нет необходимости точно копировать строительные технологии и материалы Средневековья. За строгим и торжественным фасадом, вызывающим ассоциации с замками и соборами Западной Европы, может скрываться современное жилище, отвечающее высочайшим требованиям комфорта и энергоэффективности. Так, ограждающие конструкции из монолитного железобетона, кирпичной кладки или пенобетонных блоков могут отделываться штукатурной фасадной системой с высокоэффективным утеплителем из минеральной ваты или пенополистирола.
«Использование штукатурных систем утепления позволяет защищать внешние стены от погодных воздействий и поддерживать благоприятный микроклимат в жилых помещениях - причем без больших затрат на отопление здания. Так что это оптимальное решение для современного готического «замка», равно как и для коттеджа в любом другом стиле, - отмечает Ксения Клиновская, продукт-менеджер по системам теплоизоляции компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Яркой особенностью готических зданий является обилие сложных архитектурных элементов на фасаде. Для их отделки можно рекомендовать мелкозернистую штукатурку на основе силиконовой смолы AmphiSilan Fassadenputz Fein».
Современные материалы позволяют с лёгкостью воспроизводить и характерный готический декор, без которого коттедж не сможет претендовать на всеобщее внимание. Вместо массивных элементов из гипса, бетона и других минеральных материалов многие производители сейчас предлагают гораздо более легкие изделия из погодостойкого фасадного пенополистирола для декоративного оформления фасадов, углов здания, оконных и дверных проёмов. Они совсем не нагружают фасад и не представляют опасности в случае обрушения.
Для фасадов и интерьеров готических зданий характерна тёмная и насыщенная цветовая гамма. Изначально основным цветом готики был фиолетовый – как слияние красного и синего, то есть земной плоти и небесной бесплотности. Но сейчас допустимо отойти от средневекового символизма. Главное – чтобы цветовая гамма сочеталась со сдержанными и солидными тонами. Тут подходят тёмно-красный, синий, чёрный или зелёный цвета, а также оттенки «состаренных металлов». Допустимы также белые элементы и поверхности – для создания контраста.
«До недавнего времени эксплуатация тёмных штукатурных фасадов в оригинальном готическом стиле в нашем климате наталкивалась на серьёзную проблему. Дело в том, что поверхности стен, для финишной отделки которых использованы обычные цементно-песчаные и полимерные штукатурки, окрашенные в тёмные и насыщенные цвета, сильно нагревается на солнце и под действием температурных деформаций покрывается сетью трещин, – говорит Вадим Пащенко, руководитель направления WDVS Московского регионального отдела компании CAPAROL. – Но для такой фасадной системы, как CAPATECT Carbon (Caparol), подобной проблемы не существует. В её состав входят армирующие компоненты с добавлением карбоновых нановолокон, которые фактически превращают штукатурную поверхность в прочную броню. Она не боится никаких температурных деформаций, так что проектировщики и домовладельцы вольны выбирать самые тёмные и насыщенные цвета для фасада».
Чтобы магия готики не развеивалась неудачным освещением, солнечный свет должен попадать внутрь просторных помещений через мозаичные витражи или хотя бы затемнённые окна. Евгений Варакса, директор по маркетингу производителя оконных ПВХ-систем PROPLEX, отмечает, что окна также должны максимально соответствовать выбранному стилю и не выделяться на фасаде. Для этого можно использовать ламинированный профиль в тон стенам или имитирующий фактуру дерева, а также тонировку стёкол с помощью полимерных плёнок. Важно также учитывать, что современные технологии позволяют изготавливать пластиковые окна любых форм, включая круглые, полукруглые и треугольные. Средневековые мозаичные оконные переплёты хорошо воспроизводятся с помощью фальш-импостов или шпросов – декоративных планок, которые наклеиваются на стёкла или раскладываются внутри стеклопакета.
Сегодня проекты коттеджей с теми или иными готическими элементами есть у многих архитектурных бюро. Некоторые из них включают и подробно проработанные интерьерные решения. Молодой санкт-петербургский архитектор Мария Сорокина, которая разработала концепцию внешнего декора и интерьеры особняка в стиле готического замка, отмечает, что над ними необходимо работать одновременно, так как архитектурные решения тут неразрывно связаны с интерьером. По словам архитектора, несмотря на средневековый формат, её проект адаптирован для современного человека. Помимо личной территории домовладельцев (малая гостиная, спальни, детская, домашний кинотеатр) он включает большой каминный зал для приёмов, столовую, парадную кухню, детскую игровую комнату, спа-центр с сауной и бассейном и даже боулинг. При этом отделочные материалы (камень, металл, витражи, натуральное, состаренное дерево, энкаустика, гипс), мебель и предметы прикладного искусства соответствуют рыцарскому обиходу XI-XIV веков.
Пожалуй, самое известное готическое жилище, которое ещё пару лет назад активно обсуждали российские бульварные газеты – это особняк, построенный юмористом и шоуменом Максимом Галкиным в посёлке Грязь Одинцовского района Московской области. Как и полагается для этого стиля, скромностью здесь «и не пахнет». На участке в 1 гектар построен настоящий средневековый замок общей площадью 2300 кв. м с башнями и донжонами, крутыми крышами, покрытыми чёрным сланцем, витражными окнами и т.п. На первом этаже – огромный каминный зал с большим дубовым столом и люстрой из муранского стекла. В доме также 20 жилых помещений, оформленных в классическом викторианском стиле, библиотека, зимний сад, спортивный комплекс с бассейном, а самую высокую башенку замка занимает настоящая обсерватория с набором телескопов. Главный вход оберегают четыре горгульи, а один из интерьеров дома украшают антикварные рыцарские доспехи Георга II.
Становится понятно, что готика во всех её проявлениях прочно заняла место в арсенале российских архитекторов. Те или иные готические элементы сейчас можно разглядеть на фасадах коттеджных посёлков, таунхаусов, многоэтажных жилых комплексов. Многим заказчикам по душе умелая имитация средневековой строгости и устремлённости к небу – особенно если она реализуется с помощью современных материалов и технологий.
Пресс-служба CAPAROL
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйтесь в нашем сообществе.
ЗарегистрироватьсяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
ВойтиИли войти с помощью одного из сервисов