Воссоздать старинный замковый интерьер или сотворить уникальную композицию на основе классических модулей из массива – все это во власти смелого дизайнерского гения. А современные технологии служат ему в этом подспорьем. Сегодня стилизация жилого пространства или отдельных его элементов под ренессанс, классицизм и барокко – одно из актуальнейших течений в дизайне интерьера. И изысканный геометрический рисунок модулей из массива в данном случае выступает как посредник, способный примирить старину с требовательной современностью, заставить стены заговорить совершенно по-новому.
История одного слова.
Мы привыкли называть паркетом узкие деревянные плашки, которые миллиардами штук выпускаются деревообрабатывающими предприятиями, а потом укладываются ностальгической «елочкой» или квадратами, и даже не подозреваем, что изначально паркетом называлось нечто совсем другое… Когда-то Король-Солнце повелел устелить полы Версаля деревом, и на суд монарха был вынесен рисунок из повторяющихся квадратных мотивов, каждый из которых был образован уложенными определенным образом массивными дубовыми досками. Этот рисунок понравился не только Людовику IV – так называемый версальский набор и сейчас пользуется любовью дизайнеров.
Вскоре на полу парадных залов Версаля появились первые в истории модули из массива. Основу для такого модуля делали из дуба, а сверху наклеивали или приколачивали широкие массивные доски из разных пород дерева (а позже и со вставками из отделочного камня), формирующие геометрический орнамент. Затем модули укладывались на стяжку и скреплялись друг с другом. Благодаря применению модулей, паркетчикам удавалось решить сразу несколько задач. Во-первых, такой способ укладки значительно облегчал кропотливый труд мастера. Во-вторых, прочное и довольно толстое деревянное основание прекрасно поглощало звуки и сохраняло тепло. В-третьих, на надежных щитах доски, с ювелирной точностью подогнанные друг к другу, обещали веками сохранять свое взаимное расположение. И именно модульный пол из деревянного массива изначально называли паркетом. А происхождение этого термина построено на довольно красноречивой для времен абсолютной монархии ассоциации. Французское слово parquet – это уменьшительно-ласкательное от слова parc, обозначавшего огороженный деревянный подиум, где вершилось правосудие. Остается только гадать, почему дубовые модульные щиты напоминали королевским паркетчикам тот самый подиум. Впрочем, очень скоро слово «паркет» обрело и другие оттенки смысла. Но… обо всем по порядку.
Из глубин веков.
Вплоть до XVII века европейская аристократия горделиво ступала по прекрасному, но холодному мрамору дворцов или брутальным, прочным, массивным доскам рыцарских замков. Новшество, введенное по милости Людовика XIV в Версале, прижилось – каждый, кто имел материальную возможность подражать королю, стремился воссоздать у себя в особняке дух королевской резиденции. Но… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Массивная дубовая доска, которая нужна для изготовления модулей, как в Версале, требует длительной подготовки – одна только сушка занимала порой несколько лет. А мода мимолетна – она жаждет мгновенных действий. И французские краснодеревщики быстро находят выход из положения: они предлагают вниманию господ рисунок в виде звезд, которые выкладываются из ромбовидных кусков массива. Такие «детали» требовали куда менее длительной сушки, чем массивная доска, и обрабатывать их было гораздо проще. Одним из первых «звездами» покрыли пол знаменитого Château de Maisons.
Вдохновению истинных творцов пределы неведомы. Вслед за «звездами» намечается возврат к прямоугольным формам – но уже не в массиве, а в миниатюре. Зарождается то, что мы называем «паркетом» сейчас. Из небольших дощечек всевозможных цветов, размеров, пород дерева создаются самые разнообразные рисунки. Технология укладки паркета (теперь уже это определение распространяется не только на массивные модули, но и на любой новомодный пол из деревянных фрагментов) пришла из домов французской знати. До XVII века во дворцах многих вельмож пол укладывали черепичными плитками. Они имели шип и паз, с помощью которых мастер мог легко и надежно фиксировать соседние черепицы друг относительно друга. Отдельные плитки закреплялись коваными гвоздями. Это отточенное веками искусство помогало теперь крепить к основанию не керамику, а небольшие дощечки. Вскоре к прямым линиям присоединились изящные изгибы. Сотни ромбов, звезд, квадратов вступают в будоражащие воображение комбинации с фигурными розетками, бордюрами, причудливыми орнаментами.
А дальше – массивные модули и художественный паркет начинают победное шествие по Европе. Замки Фонтенбло, Субиз, Шантильи, Гожак, королевский дворец Тюильри, монастырь Шартрез, гостиные придворной знати… Паркет довольно быстро распространился по замкам Франции, а затем и Германии. Этому немало поспособствовала статья, опубликованная в 1672 году в газете Mercury Galant: она провозгласила, что отныне паркетный пол заменит собой роскошные ковры, собирающие грязь с благородных ног. Когда же английская королева Генриетта Мария, дочь Генриха IV и вдова Карла I, после Реставрации покинула пределы родной Франции, устремившись к туманному Альбиону, мода на паркет прочно вошла и в английское искусство декорирования помещений. Сначала паркетом были покрыты полы обиталища английских королев – Сомерсет-хауса, незадолго до этого пережившего перепланировку. А затем и по всей Англии твердая поступь лордов и пэров зазвучала мягче на изящном рисунке паркетных полов.
Игры чистого творчества.
Время было милосердно и к массивным дубовым доскам, и к причудливым рисункам старинного паркета. То, что было унесено вихрем истории и стерто подошвами многих поколений людей, восстановили реставраторы. И теперь, проходя по залам немецких, французских или английских замков, мы можем окунуться в ауру роскоши и изящества былых времен. История развивается по спирали. Этот же закон распространяется и на дизайн интерьеров. И сегодня, когда технологии деревообработки совершили рывок вперед, становится возможным и как никогда актуальным возврат к истокам.
Когда-то, в попытке как можно быстрее повторить великолепие королевских залов, мастера-краснодеревщики стремились уменьшить размеры фрагментов, из которых собирался рисунок пола. Индустриальный XX век стандартизировал и загнал в рамки массового производства то, что начиналось как искусство, тонкое мастерство. Теперь паркет выстилается миллиардами квадратных километров, и им уже никого не удивишь.
А вот технологии качественной и предсказуемой аппаратной сушки массивной дубовой доски появились относительно недавно – и принесли с собой новую моду. Моду на седую старину, на крепкое, надежное и живое массивное дерево. Ведь технический прогресс за несколько месяцев позволяет добиться от древесины тех же высоких эксплуатационных и эстетических качеств, над которыми королевские мастера бились порой по нескольку лет. Массивные модули из дуба позволяют воссоздать старинный замковый антураж в дизайн-проекте загородной виллы или придать особую выразительность интерьеру городской резиденции. Благородная сдержанная классика модулей «Версаль», «Бакингем», «Бордо», «Шантилье», «Пьерфон» придаст неброский лоск истинной роскоши интерьерным решениям, тяготеющим к барокко, или уравновесит строгость ренессанса. Модули на основе квадратов, состоящих из массивной доски разных оттенков, по велению музы истинного художника могут стать доминантой в лаконичном интерьере или же вступить в неповторимый консонанс с затейливым рисунком стен.
В России сегодня такие модули изготавливает компания«Файнэкс» (Finex) - международный производитель напольных покрытий премиум-класса. Каждый модуль – это неисчерпаемый источник вдохновения. И технологии производства неизменно встают на службу творческих порывов дизайнера, обеспечивая изготовление модулей по индивидуальному заказу. Поэтому, опираясь на классику, вы можете смело придумывать рисунки, какие и не снились королям. Например, взяв за основу классический замковый рисунок (скажем, «Версаль») и изменив ширину всего нескольких фрагментов, вы придадите интерьеру совершенно иное звучание, создадите новую геометрию.
Огромный простор для творчества предоставляет и возможность поиграть цветом древесины. К примеру, технология копчения, которую использует «Файнэкс», дает возможность стабильно получать три уровня насыщенности цвета – «смок лайт», «смок», и «смок дарк». А окрашивание древесины натуральными пигментами не только предоставляет в распоряжение дизайнера широкий колористический ряд массива, но и в отличие от обычного тонирования, обеспечивает устойчивый и способный к самовосстановлению цвет. А если натуральную палитру дубовых досок обогатить за счет вкраплений венге, ореха, мербау, мореного или подкопченного дуба, то динамику интерьера можно поменять в корне. Сочетание разных модулей, цветовые пятна – коллекция массивных модулей дает огромный арсенал средств для зонирования пространства, усиления акцентов, создания доминант. Играя с размером модулей, можно уравновесить объем помещения, сделать его более уютным – и даже огромное открытое пространство лофта примет человека, как желанного гостя. А сколько возможностей предоставляет игра текстурами!
Состаренные поверхности, искусственно созданные выбоины, имитация грубой работы рубанком – все это объемно, рельефно и излучает неповторимое живое тепло. Вкрапления крупных и мелких сучков еще раз подтверждают: это дерево – живое. При изготовлении массивной доски компания «Файнэкс» использует как технологии ручной обработки (тесание, строгание, браширование (структурирование), шлифование, полировку), так и самое современное оборудование от ведущих европейских производителей.
Нерукотворная роскошь.
Новые технологии не только возродили дух времени, но и прочат ему долгую новую жизнь. Помимо благородной красоты, современные модули из массива отличаются и непревзойденными эксплуатационными качествами – этому уделяется особое внимание. Эти полы практически не знают износа. Дерево дуба, от природы твердое, подвергается специальной обработке, которая повышает его износостойкость. Цикл изготовления массивной доски чрезвычайно сложен и у разных производителей может включать десятки технологических операций (например, у «Файнэкс» – от 15 до 23), многие из которых выполняются вручную. Но игра стоит свеч! Фаска у верхнего основания массива не только исключает сколы кромки доски. Она дает поразительный эффект. Глубина рисунка, рельеф каждой доски становится осязаемым, деревянный пол воспринимается как результат кропотливой ручной работы. А интерьер, как по мановению волшебной палочки, обретает черты благородства и роскоши. Массивная доска достигает в толщину 2 см и у ряда лидирующих производителей имеет сложный профиль, геометрия которого обеспечивает плотную стыковку досок. Такой пол не скрипит и не проседает.
Отдельного внимания заслуживает защита шедевра, воплощенного гением дизайнера и искусными руками мастера-укладчика. Долгую жизнь полам из массива обеспечивает качественное финишное покрытие. Нанесенное в заводских условиях оно является более износоустойчивым, нежели покрытие, которое наносится в условиях домашних. На свой вкус можно выбрать матовое или шелковисто-матовое масло с воском либо изысканный и никогда не выходящий из моды лак. Бывший до недавнего времени в безусловном фаворе лак своим прохладным блеском на контрасте оттеняет тепло натурального дерева. А смесь из натуральных масел и восков, напротив, дает древесине приглушенный благородный лоск, проявляя рельеф поверхности массивной доски. Современное финишное покрытие не только обеспечивает массивной доске высокие эстетические качества, но и существенно упрощает ее повседневныйуход и восстановление. После несложных процедур благородное дерево опять мягко играет своими естественными красками, подчеркивая красоту и изящество созданного дизайнером рисунка.
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйтесь в нашем сообществе.
ЗарегистрироватьсяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
ВойтиИли войти с помощью одного из сервисов