Перейти к содержанию
Строительный портал - Все о ремонте и строительстве

Лакировка паркета. Советы начинающим паркетчикам


KGB

Во все времена лак самым прямым образом влиял на конечное качество, эксплуатационные свойства и срок годности покрываемого им изделия или материала. Например, древние скрипки он защищает уже несколько столетий, а их звучание до сих пор трогает сердца слушателей.

Лаки великих мастеров удивляли современников своей чистотой. Восхищаясь качеством лака, они говорили: «Прозрачен, как слеза младенца». К сожалению, составы лаков мастеров XVIII—XIX вв. безвозвратно утрачены: они хранились в секрете, и тайну их приготовления мастер доверял только самому лучшему и доверенному ученику. Сколько ни пытались ученые раскрыть секрет лака Страдивари, воссоздать его так никому и не удалось. Смело можно предположить лишь то, что качество старинного лака зависело от его органических ингредиентов.

Современные паркетные лаки: их свойства и особенности применения

При выборе лака необходимо учитывать его важнейшие технические характеристики, которые, как правило, приводятся в описании.

Определяющим фактором при выборе лака для паркета является назначение помещения и ожидаемая нагрузка на паркет. Если помещением будет пользоваться небольшое количество людей и они будут ходить в легкой домашней обуви, то следует выбрать лак для полов с нормальной нагрузкой. Для нежилых помещений, где люди активно ходят в уличной обуви, рекомендуются лаки для полов с повышенной нагрузкой.

В нежилых помещениях с большой посещаемостью (барах, ресторанах, музеях, магазинах и т. п.) предпочтительно вместо покрытия паркетных полов лаками натирать их водоотталкивающими составами — масляными пропитками или восковыми мастиками. Благодаря этому полезный слой паркетной планки долго остается в хорошем состоянии, т. к. при натирке маслом или воском паркет не шлифуют, как при покрытии лаком. (Например, паркет в музее Останкино, представляющий собой произведение искусства, удалось сохранить в течение более чем 100 лет в хорошем состоянии благодаря постоянно обновляемому восковому покрытию.)

Лаки различают по:

  • химическому составу: водорастворимые, на основе искусственных масляных смол (алкидные и уретаналкид-ные), полиуретановые на безводной основе (DD, PUR-лаки), кислотно-отверждаемые или на основе фор-мальдегидных смол (SH-лаки), грунтовочные;
  • технологическим свойствам (например, по способу нанесения, вязкости, текучести);
  • сопротивляемости эксплуатационным нагрузкам (т. е. по стойкости к механическим нагрузкам, внешним средам, свету) и сроку службы;
  • качествам, влияющим на внешний вид (например, по способности окрашивать древесину, т. е. степени очистки от мутных примесей, прозрачности);
  • степени блеска: матовый, шелковисто-матовый, полуматовый, полуглянцевый, глянцевый;
  • степени безвредности для окружающей среды и возможностям утилизации.

С появлением технологии колеровки практически нет ограничений в подборе цвета паркетного лака, а бесцветные лаки уходят в прошлое. Перед заказчиками и исполнителями паркетных работ открываются широкие возможности для обновления интерьера, т. к. через 3—4 года заказчик может поменять цвет лака на принципиально иной, выбирая при этом из более чем 2000 оттенков.

В среднем расход лака при нанесении в один слой составляет 8—10 м2/л. Однако паркетный пол покрывают не менее чем тремя слоями, не считая грунтовочного покрытия. При работе с лаками рекомендуется использовать респиратор. Температура пола и воздуха во время нанесения лака должна быть не менее 15 и не более 22 °С. Особое внимание нужно обратить на полы с подогревом.

Эксплуатационная готовность последнего слоя обычно наступает по истечении 24 часов. Длительность его выдержки до начала интенсивной эксплуатации составляет от 3 до 14 суток и зависит от температуры пола и окружающей среды и относительной влажности воздуха в помещении. Это значит, что ходить по полу можно уже через сутки после нанесения последнего слоя, а заносить в помещение мебель — лишь дождавшись окончательной полимеризации (для этого проводят тест монетой).

Отлакированный паркетный пол необходимо защищать от прямого попадания солнечных лучей, низкой влажности воздуха и отсутствия вентиляции. В противном случае с течением времени пленка лака потеряет свою твердость, станет мягкой, податливой, на ней могут появиться разрывы. Влажность воздуха в помещении должна быть не ниже 50% и не выше 70%, температура — не менее 15 °С, интенсивность воздухообмена — не менее 50 л/мин. В помещениях с большим перепадом температур и влажности желательно использовать масляные или восковые мастики.
Отлакированный паркет желательно протирать хорошо отжатой влажной тряпкой. Уход за матовым и шелковисто-матовым лаком гораздо проще, т. к. при попадании солнечного света на поверхность пленки не видны следы жира и мелкие царапины. Чтобы удалить пятна от обуви, чернил, грязи, жира с полуматовых, полуглянцевых и глянцевых покрытий, используют специальные растворы и полироли. На ножки мебели желательно наклеивать войлочные «набойки», чтобы снизить точечную нагрузку на пленку лака. По лакированным полам нельзя ходить в уличной обуви, тем более в туфлях на «шпильках» — на паркете могут появиться трещины, вмятины, сколы. Лаковое покрытие на изношенных участках пола восстанавливать нужно своевременно.

Нельзя приписывать лакам гидроизоляционные свойства — они являются лишь пароизоляторами. В случае существенного превышения в помещении влажности стен (более 5%) и воздуха (более 80%) или серьезной протечки влага все равно рано или поздно пройдет в паркет, каким бы лаком он не был покрыт. Если влага случайно попала на лаковую планку, то поверхность пола необходимо как можно быстрее протереть тряпкой, чтобы вода не успела проникнуть в паркет.

Существуют лаки повышенной устойчивости к воде и воздействию внешних сред. Они предназначены для покрытия палуб, лодок и т. п. Их износ зависит от интенсивности воздействия влаги и количества слоев покрытия.

А теперь перейдем к подробной характеристике пяти основных групп лаков, различных по химическому составу.

Водорастворимые лаки

Водорастворимые лаки в большинстве случаев представляют собой дисперсии. Дисперсию образуют небольшие по размерам капельки связующего, равномерно распределяемые по объему воды. Чтобы добиться малых размеров капелек и их равномерного распределения, требуется скоростная мешалка. В емкость для приготовления дисперсии заливается вода и связующее, затем при добавлении эмульгаторов все это перемешивается с большой скоростью до тех пор, пока смесь не перестанет расслаиваться. После этого добавляется небольшое количество растворителя в качестве пленкообразующей компоненты. В результате образуются мелкие капельки связующего с примыкающими частицами эмульгатора и растворителя, которые окружены водой.

В связи с особенностями приготовления водорастворимые лаки сохнут иначе, чем лаки с большим количеством растворителя. После нанесения лака вначале начинает испаряться вода. Пленкообразующая компонента испаряется значительно медленнее, поэтому ее концентрация в дисперсии постоянно возрастает. При достижении некоторого порогового значения концентрации пленкообразующая компонента начинает растворять капельки связующего (как говорят, капельки связующего «плавятся»). Только после этого пленкообразующая компонента улетучивается окончательно. Пленка лака высыхает и затвердевает.

Водорастворимые лаки имеют хорошие адгезионные свойства при нанесении на деревянные поверхности и образуют вязкоэластичную пленку. По содержанию растворителей они подразделяются на три категории: вообще не содержащие растворителей, содержащие растворители до 5 и до 15%.
При хранении лака нельзя допускать его замерзания. При его нанесении температура окружающей среды должна быть выше минимально допустимой (15 °С). Водный лак обладает отрицательным свойством проклейки боковых стыков паркетных пленок. Его клеящие свойства можно уменьшить за счет применения грунтовки, но нельзя устранить полностью.
К положительным свойствам водорастворимых лаков относится очень низкая концентрация паров растворителей в воздухе в момент нанесения. Запах такого лака в помещении ощущается в меньшей степени, чем при работе с безводной химией, поэтому водные лаки можно применять в помещениях, где в момент нанесения покрытия находятся не участвующие в этом процессе люди. Эти лаки негорючи, их можно использовать там, где, по условиям строительства, использование лаков с растворителями невозможно из-за опасности пожара или взрыва.

К отрицательным свойствам водных лаков относится их относительно низкая износостойкость по сравнению с безводными полиуретановыми и кислотно-от-верждаемыми группами. Чтобы повысить их износостойкость, производители вынуждены добавлять в лаки специальные присадки. Так, связующим водного лака для полов с обычной нагрузкой может стать полиуретанакриловая дисперсия, для полов с повышенной нагрузкой — модифицированная полиуретано-вая дисперсия на жирных кислотах.

В момент нанесения водные лаки капризны к микроклимату помещения. Чтобы реакция полимеризации шла нормально, они требуют относительно стабильной влажности воздуха в помещении (не менее 50%), а это не всегда возможно обеспечить, особенно в зимний период, когда работает центральное отопление, и если в помещении нет увлажнителей.

Как правило, требовательны водные лаки и к фирменному инструменту — валикам — и не любят, когда их наносят тампоном, шпателем, кистью.
Поскольку эти лаки имеют водный остаток, покрывать их без грунтовки не желательно, особенно на «нервные» породы: бук, граб, сосну, мербау и др. Грунтовка, как правило, прилагается к лаку производителем. Она способствует защите кромок паркетных планок от коробления (чтобы предотвратить образование рваных краев на паркетной планке, повышение ворсинок дерева).

На российском рынке давно зарекомендовали себя полиуретановые лаки на водной основе шведских фирм (Bona и др.). По степени очистки шведские лаки стоят на первом месте в мире. Они не имеют мутных примесей, прозрачны, как «слеза младенца», отлично передают игру древесины при попадании на нее солнечного света, особенности распила, текстуры, фактуры породы. Под воздействием света лак не желтеет с течением времени и может быть матовым, полуматовым и глянцевым. К лаку прилагается фирменная грунтовка, которая помимо защитной имеет функцию предотвращения эффекта «поджигания» паркета (когда паркет не меняет свой природный цвет). Недостатком шведских лаков является их очень высокая стоимость.

Лаки английского и финского производства значительно дешевле шведских аналогов, но по степени очистки гораздо хуже их.

К новинкам российского рынка можно отнести московский «Аквалак», сделанный по финской технологии. По качеству он не уступает импортным аналогам, но гораздо дешевле. Отрадно, что отечественный производитель освоил передовую импортную технологию и смело пытается конкурировать с европейскими «китами» лакокрасочной индустрии.

Лаки на основе искусственных масляных смол

Связующим лаков на основе искусственных масляных смол являются алкид-ные смолы, которые вырабатываются из натурального сырья, например, из льняного или древесного масла. Эти натуральные масла позволяют лаку глубоко проникать в древесину.

Реакции полимеризации, в которых участвуют продукты, получаемые из натурального сырья, протекают очень сложно. Упрощая эти явления, можно представить процесс высыхания лакового слоя следующим образом. После нанесения алкидного лака вначале начинает испаряться растворитель — уайт-спирит. Только после того, как значительная часть растворителя улетучится, начинается химическая реакция полимеризации. При этом разрываются двойные химические связи в молекулах мономеров и происходит объединение последних в полимерные цепочки, которые связываются друг с другом и образуют пространственную сеть.

Реакция полимеризации становится возможной потому, что молекулы алкид-ных смол имеют двойные химические связи. В начале реакции молекулы находятся рядом друг с другом. Когда растворитель улетучивается, кислород из воздуха диффундирует внутрь сначала жидкой, а затем клееподобной лаковой пленки и располагается между молекулами алкидной смолы. В результате молекулы начинают реагировать между собой с увеличением своих размеров. Лаковая пленка становится сперва клеепо-добной, а затем в течение 8—12 часов при температуре 20 °С и относительной влажности воздуха 50% окончательно затвердевает. В зависимости от того, сколько растворителя улетучилось, происходит и уменьшение толщины лакового слоя.
Уретаналкидные и алкидные лаки изменяют естественный цвет древесины, «поджигают» дерево, подчеркивая его фактуру и текстуру. Затвердевший лаковый слой имеет вид роговидной пленки, обладающей эластичностью и одновременно нескользкой.

Различают алкидные лаки с высокой и низкой концентрацией уайт-спирита. Менее токсичны лаки с низкой концентрацией разбавителя. Лак «поджигает», усиливает естественную окраску дерева, подчеркивает текстуру волокон.

К положительным свойствам алкид-ных лаков относится то, что они не обладают клеящими свойствами. Если во время нанесения лака он затечет в зазор между паркетными планками, то эти планки не склеятся друг с другом.

Алкидные лаки используют в основном тогда, когда нет смысла препятствовать естественному процессу изменения геометрии отдельных паркетных планок в помещении вследствие сильных вибрационных нагрузок, перепадов температур и влажности воздуха: при покрытии дощатого пола, торцевого паркета, паркета, уложенного на нагревательной стяжке (внутрипольных системах отопления), «плавающих» полов, паркета из «нервных» пород, которые быстро реагируют на изменение влажности воздуха в помещении, полов в спортзалах и др.

К недостаткам алкидных и уретанал-кидных лаков можно отнести их особую чувствительность к условиям сушки при повышенных температурах воздуха (приработе центрального отопления, отсутствии вентиляции) и обрабатываемой поверхности (из-за нагрева солнечными лучами, внутрипольных систем отопления, отсутствия штор на окнах). Здесь можно столкнуться с большим замедлением процесса высыхания лака. Одновременно должен быть обеспечен приток свежего воздуха, поскольку для отверждения лака нужен кислород. Нужно строго следить, чтобы один слой лака не наносился в количествах более 120 г/м2. При нанесении излишне толстых слоев возможно образование морщинистой поверхности. Износостойкость масляных лаков считается худшей, чем у поли-уретановых на водной и безводной основе и кислотных.

На российском рынке давно зарекомендовали себя алкидные и уретаналкидные лаки немецких фирм (CLOU и др.). К тому же себестоимость немецких лаков ниже шведских, а качество не уступает им. Немецкие лаки высокопрозрачны, имеют универсальное применение. Ими можно покрывать полы, лестницы, пробковые покрытия, двери, стеновую и потолочную обшивку, стулья, столы и т. п. По степени блеска лаки бывают матовыми, шелковисто-матовыми, полуматовыми, глянцевыми.

К относительно недорогим лакам можно отнести финские, такие как «Уника Супер», и отечественные. Степень их очистки ниже немецких, но в остальном они ничем им не уступают.

Московские производители предлагают большое количество алкидных лаков, выпускаемых строго по финской технологии с применением отечественного и импортного сырья и различных целевых добавок: «Шанел», «Пентал-спринт», «Шанел-М», «Полиур». Эти лаки предназначены как для деревянных, так и для металлических поверхностей, для наружных и внутренних работ. Ими можно обрабатывать поверхности эмалей, масляных красок на алкидной основе, линолеума и пластика.

Безводные полиуретановые лаки

Эти лаки отличаются исключительно высокими адгезионными свойствами к древесине. Одновременно лаковая пленка получается вязкоэластичной и обладает повышенной стойкостью к воздействию химикалий. Благодаря этим химическим характеристикам полиуретановые лаки используются в помещениях, подверженных особенно сильным нагрузкам, связанным с интенсивным передвижением по полу и химическими воздействиями, например, напитков, очищающих препаратов.

Различают однокомпонентные и двухкомпонентные полиуретановые лаки, известные под названиями PUR- и DD-лаки. Эти лаки делятся на содержащие и не содержащие ароматические соединения. Они имеют разные основы: акриловые, уретановые, на базе растворителей.

Сначала, как и все лаки, они сохнут физически, т. е. за счет улетучивания растворителя. После этого начинается химическое отвердение, которое протекает в форме реакции полиприсоединения. В этой реакции разные молекулы, имеющие реакционные группы, вступают друг с другом в химическую связь. В случае полиуретановых лаков основной компонент имеет реакционную ОН-группу, а отверждающий — ANCO-груп-пу. В результате реакции полиприсоединения в полиуретановой композиции возникают цепочные молекулы, структурированные между собой поперечными связями, что приводит к образованию макромолекулы.

В момент покрытия и на стадии отверждения лаковую пленку нужно защищать от контакта с влагой, перед началом работ необходимо проверить, чтобы влажность древесины не превышала 10—12%. Если отвердитель будет реагировать с водой, то в качестве побочного продукта возникает СО2, который, выделяясь в газообразной форме, вызывает образование в пленке пузырьков воздуха, пузыристое вспенивание лакового слоя, что приводит к дефектам покрытия.

В зависимости от основы к безводному лаку прилагают фирменный разбавитель. Грунтовок, как правило, эти лаки не требуют, а первый слой лака не поднимает ворсинки дерева.

Лаки не так капризны к микроклимату помещения, как водные и алкидные, могут сохранять натуральный цвет древесины или «поджигать» поверхность. Они обладают превосходной эластичностью, хорошей свето-, термостойкостью, их можно наносить на покрытия, находящиеся под воздействием воды и иных внешних сред (на мебель для ванных комнат и кухонь, садовую мебель, крышки столов, лестницы, перила, двери). Сильно проклеивают боковые стыки планок.

На российском рынке популярны профессиональные полиуретановые безводные лаки шведских и немецких производителей Bona, Synthesa, Нerberts. У них превосходная степень очистки. Немецкие аналоги дешевле шведских и не уступают им по качеству.

Лаки кислотного отверждения

Самой стойкой группой являются кислотно-отверждаемые лаки, или лаки на основе формальдегидных смол (SN-лаки). Их рекомендуют использовать там, где к прочности покрытий предъявляются особые требования.

Кислотно-отверждаемые лаки бывают одно- и двухкомпонентные. Последние смешиваются с отвердителем в соотношении 10:1. Отвердитель содержит в себе кислоту, например, соляную, или органические кислоты. Сразу после смешивания лака и отвердителя начинается каталитическая реакция. Отвердитель в ней нужен в качестве катализатора, инициирующего начало реакции. После нанесения слоя лака из образовавшейся пленки начинает улетучиваться растворитель. Молекулы связующего реагируют между собой и, распадаясь, выделяют формальдегид в качестве продукта конденсации. Отсюда и название реакции — реакция поликонденсации.

Техническими достоинствами кис-лотно-отверждаемых лаков являются их высокие адгезионные свойства, низкая чувствительность к перепадам температур и влажности воздуха в помещении. Эти лаки не капризны к инструментам: валику, шпателю, кисти, тампонам, краскопультам. За счет использования кар-бамидных и формальдегидных смол в составе лака древесина окрашивается в светлые, естественные тона. Грунтовки лак не требует. Сильно проклеивает боковые стыки планок. В качестве растворителя для этих лаков всегда используются спирты, например, эталон (картофельный спирт) 646, 649.

Работать с кислотным лаком нужно в хорошо проветриваемом помещении. В момент его нанесения необходимо следить, чтобы в соседнем помещении отсутствовали люди, не защищенные респираторами, т. к. возможно сильное раздражение слизистых оболочек.

Существует ошибочное мнение, что выделяемый из кислотно-отверждаемого лака формальдегид надолго остается в помещении. На самом деле остатки растворителя улетучиваются в течение трех дней при проветривании.

На российском рынке кислотные лаки широко распространены. Пользуется большой популярностью кислотный од-окомпонентный лак немецкого производителя Нerberts, токсичность которого ниже финских и отечественных аналогов, а очистка и прочность выше.

Новинка московских производителей — двухкомпонентный лак «Московский» — стоит дешевле финского лака «Чемпион», но по качеству очистки, устойчивости к воздействию света и токсичности не уступает ему, намного превосходя по этим показателям лак «Новомосковский».

Грунтовочные лаки

Решение о том, нужно или не нужно использовать грунтовочный лак, является очень ответственным. Применение грунтовочного лака необходимо в следующих случаях:

  • чтобы избежать попадания на поверхность планки водного остатка, который поднимает ворсинки дерева;
  • чтобы достичь желательной цветовой тональности поверхности дерева, предотвратить «поджигание» планки;
  • для изоляции остатков специальных грунтовочных составов, масляных пропиток и восковых мастик;
  • чтобы улучшить адгезию паркетных лаков с поверхностью напольного покрытия;
  • с целью изоляции природных масел экзотических пород дерева;
  • чтобы уменьшить клеящее действие паркетного лака в боковых стыках планки.

Если грунтовый лаковый слой в подобных случаях не наносить, то при нанесении основного лакового слоя возможны нарушение адгезии и разрыв лаковой пленки в местах стыков планок.

Перед нанесением грунтовочных лаков необходимо проверять, совместимы ли они с основным лаковым покрытием и с паркетным полом. Возможность использования грунта для сильно изношенных участков пола следует всякий раз проверять экспериментально.

В качестве основы грунтовочных лаков может использоваться раствор нитроцеллюлозы или поливинилхлорида. Под водный лак наносят водную грунтовку, связующие которых совместимы.

Из-за своих тиксотропных свойств грунтовочные лаки позволяют ограничить проникновение паркетных лаков в толщину дерева. Это позволяет сократить расход паркетных лаков на квадратный метр площади. Сушка грунтовочных лаков протекает главным образом физически за счет испарения растворителя. Длительность сушки до состояния технологического отверждения значительно меньше, чем у паркетного лака и составляет от 15—20 минут до 1—3 часов.

Помимо грунтовок различают лессирующие составы (лаки-пропитки, морилки). Они бывают бесцветными и цветными и предназначены для защиты паркета и иных деревянных поверхностей от биоповреждений (гниения, плесени и т. д.) и атмосферных воздействий (перепадов температур, влажности). Бесцветные грунтовки позволяют длительно сохранять натуральный цвет древесины, а также используются для осветления цветных составов и предварительной пропитки деревянных поверхностей перед нанесением паркетного лака.

Профессиональные паркетные лаки могут нуждаться в грунтовках, а могут и нет. Необходимость применения грунтовок зависит от многих факторов, учесть которые обязан паркетчик. В техническом описании продукта многие производители лаков указывают типы грунтовок, совместимых с их лаками.

Желательно использовать грунтовку и лак одного производителя. Это связано с разной степенью очистки лаков. Так, применение отечественной грунтовки под шведский или немецкий лак может привести к ухудшению прозрачности покрытия в целом, что повлияет на конечное восприятие лакового слоя.

Грунтовку нужно наносить на хорошо очищенную поверхность, равномерно распределяя вдоль волокон. Не рекомендуется наносить грунтующие лаки на поверхность пола, покрытую паркетным лаком.

Как избежать дефектов при лакировании паркета

В соответствии с международными нормами ДИН приемка поверхности лаковой пленки осуществляется с высоты человеческого роста сверху вниз при рассеянном свете. При этом нельзя становиться на колени и использовать при оценке качества искусственные источники освещения (подсветку).

Около 30% всех претензий к готовому паркетному полу относятся к лакировке. Часто случается так, что заказчик предъявляет завышенные требования к лаковому покрытию, ожидая промышленного «мебельного» качества. При этом не учитывается, что лакировка выполняется вручную и порой в неблагоприятных условиях строительного объекта.

Несмотря на все усилия паркетчиков, не существует помещений с абсолютным отсутствием пыли, такого, чтобы мельчайшие пылинки не садились на свежее лаковое покрытие. Отдельные волоски кисти или маленькие включения в лаковой пленке допустимы, этого невозможно избежать. Заказчику нужно отнестись к таким несущественным дефектам с пониманием, ведь на общую стойкость покрытия они не оказывают никакого влияния. Но само собой разумеется, что эти послабления не распространяются на существенные дефекты.

Поверхность должна быть покрыта лаком равномерно. Однако требования одинаковой толщины лакового слоя не являются правомерными из-за различной впитывающей способности древесины. На пленке не должно быть больших шероховатостей, наплывов, отчетливых краев лаковых полос, пропущенных участков. Покрытие должно иметь одинаковый блеск.

Чтобы конечный результат работы не разочаровал ни вас, ни вашего заказчика, перед нанесением паркетного лака необходимо самым тщательным образом изучить рекомендации изготовителя и сопроводительную техническую документацию, обратить внимание на ограничения по применению продукта и соответствие сроков его годности техническим требованиям. Если во время нанесения лакового покрытия обнаружатся явные дефекты, связанные с качеством лака, следует приостановить работу и проинформировать о случившемся изготовителя или продавца. При доверительных отношениях между продавцом и покупателем хороших результатов работы можно добиться всегда.

Наносить лак следует в строгом соответствии с рекомендациями изготовителя. Приступать к нанесению лака нужно сразу же после окончания шлифовки паркета.

В настоящее время распространены следующие способы нанесения лака: ручное (тампоном, кистью, шпателем, валиком) и механическое безвоздушное распыление краскопультом.

Шпателем в основном наносят только грунтовочный или первый слой лака. Следующие слои должны наноситься кистью или валиком. Если лак наносится шпателем, то проходы в любом случае должны ориентироваться крест-накрест друг к другу. Это означает, что если первый проход был вдоль помещения, то второй должен быть поперек. Мазки шпателем обычно совершаются в форме S-образных движений. Преимуществом этого способа является то, что лаковое покрытие получается более прочным. Одновременно маскируются стыки соседних участков. Поскольку впитывание лака в древесину при таком способе нанесения незначительно, древесина приобретает светлый тон.

Кисть для нанесения лака должна быть широкой. Мазки кистью обычно совершаются в форме U-образных движений. За счет этого достигается перекрытие соседнего участка и одновременно не образуются утолщения лакового слоя. За один раз лак нужно наносить на участок такой величины, чтобы кисть всегда контактировала еще со свежена-несенным краем. После работы с двух-компонентными лаками кисть необходимо обязательно промыть растворителем, чтобы остатки лака на кисти не затвердели. Во время перерыва при работе с однокомпонентными лаками кисть можно держать в емкости с лаком. При длительных перерывах или транспортировке эту емкость следует закрывать.

Если лак наносится при помощи валика, направления движений при работе всегда должны быть ориентированы крестообразно. При движении поперек лак наносится, при движении вдоль — разравнивается. При разравнивании валик должен совершать только возвратно-поступательные движения, после чего он поднимается, смещается примерно на % своей ширины — и цикл возвратно-поступательных движений повторяется. Вблизи стен темп движения следует снижать, чтобы случайно не коснуться стены. При нанесении лака валиком никогда нельзя делать М-образных движений. Это вызвано опасностью появления те-необразных утолщений на покрытой лаком поверхности.

Если валик в течение длительного времени находился в ванночке с лаком, то перед возобновлением работ его нужно основательно раскатать, поскольку иначе возможно каплеобразование при нанесении лака.

Рассмотрим причины и способы предотвращения типичных дефектов лакировки.

Слой лака не сохнет

Причины:

  • вещества, содержащиеся в древесине (природные масла), препятствуют твердению лака. Например, лак на основе искусственных масляных смол (уретаналкидный, алкидный) не сохнет на древесине некоторых экзотических пород (оливы, тика, кам-ше);
  • плохо отшлифована поверхность, остатки восковых мастик сохранились в старых напольных покрытиях и препятствуют твердению лакового слоя. Это может случиться, например, при использовании полиуретановых безводных, кислотных, уретаналкидных и алкидных лаков;
  • отвердитель в двухкомпонентный лак добавлен в недостаточном количестве, не размешан или плохо размешан, либо вообще не внесен;
  • слишком низкая температура в помещении (ниже 10 °С);
  • температура в помещении достаточно высокая, но поверхность пола холодная;
  • недостаточный доступ свежего воздуха (отсутствие проветривания);
  • неправильный подбор отвердителя, например, вместо кислотного отвердителя в лак добавлен отвердитель для полиуретанового лака.

Способы устранения:

— если замедление процесса твердения лака связано с содержащимися в древесине веществами или слишком низкой температурой в помещении, то в большинстве случаев достаточно увеличить температуру до 20 °С и усилить проветривание. Через некоторое время процесс твердения вновь активизируется и лак засохнет; если был использован несоответствующий отвердитель или он был внесен в недостаточном количестве, то в большинстве случаев приходится со-шлифовывать нанесенное покрытие; в некоторых случаях при использовании кислотных лаков положение можно исправить, если на поверхность незастывшего лака нанести кистью чистый кислотный отвердитель. Но после такой операции необходимо заново отполировать лаковый слой.

Белесые наплывы

Причины:

  • лак наносился в слишком холодном состоянии;
  • температура поверхности пола слишком низкая, влажность воздуха слишком высокая;
  • общая влажность в помещении слишком высокая (бывает в новостройках).

Способ устранения: белесые наплывы всегда указывают на то, что на свеженанесенном слое лака сконденсировалась влага из воздуха. В большинстве случаев помогает обработка белесых наплывов растворителем. После этого всегда следует проводить повторное покрытие лаком. Перед нанесением следующего слоя необходимо прогреть помещение и особенно важно повысить температуру поверхности пола.

Вспучивание лакового слоя. Отслоение

Причины:

  • несовместимость слоев лака в связи с разным химическим составом. Например, на слой водно-дисперсионного лака нанесен лицевой слой двухком-понентного полиуретанового лака;
  • неправильный выбор разбавителя; инструмент для нанесения лака пропитан очищающим препаратом и при нанесении лак смешался с этим препаратом или плохо очищен инструмент; недостаточность промежуточного шлифования.

Способы устранения: при вспучивании на небольших участках возможна подшлифовка и нанесение нового слоя; при вспучивании по всей поверхности исправить положение можно только путем полной сошлифовки нанесенного лакового покрытия.

Образование пузырьков

Причины:

  • лак слишком холодный;
  • слой лака слишком толстый;
  • засветка солнечными лучами;
  • неправильный подбор валика или кисти для нанесения лака.

Способ устранения: пузырьки образуются тогда, когда лаковый слой затвердевает только на поверхности, а внутри остается жидким. Испаряющийся и поднимающийся вверх растворитель не может проникнуть сквозь затвердевшую пленку и скапливается в виде пузырьков. Исправить положение можно только отполировав поверхность пленки и заново нанеся слой лака.

Полосатость покрытия

Причины:

  • слишком высокая температура воздуха в помещении или высокая температура пола;
  • слой наносимого лака слишком толстый;
  • темп работы слишком низкий, покрытые лаком участки успевают высохнуть до покрытия соседнего участка, и между соседними пленками не происходит сцепления; неаккуратность в работе или неправильный подбор инструмента для нанесения лака.

Способы устранения: вязкость всех лаков, а значит их технологические свойства, в т. ч. адгезию, можно несколько улучшить путем добавления разбавителей; при нанесении первого слоя впитывающая составляющая всегда больше, чем при покрытии остальных слоев лака. При нанесении второго и последующих слоев желательно добавлять в лак небольшое количество растворителя, чтобы улучшить адгезию с предыдущей пленкой; в большинстве случаев достаточно изменить ритм работы, чтобы соседние участки покрывались лаком как можно быстрее и не успевали высыхать; чтобы снизить скорость высыхания пленки, помогает уменьшение отопления и снижение интенсивности проветривания.

 

Образование кратеров

Причины:

  • инструмент для нанесения лака не в порядке. Особенно это относится к валикам;
  • неправильный выбор разбавителя; сквозняк;
  • наносимый лак слишком холодный; «силиконовое отравление» поверхности лака.

Способы устранения: в условиях сквозняка на объекте многие паркетные лаки склонны к крате-рообразованию, особенно если наносимый лак был переохлажден при складировании и из-за этого стал чрезмерно вязким. Положение можно исправить проведением полной промежуточной полировки лицевогослоя. После этого отполированная пленка шлифуется металлическим шпателем с острыми кромками;  после шпатлевания поверхность хорошо просушивается, но подшлифо-вываться больше не должна. Затем наносится новый слой лака.

Шероховатость

Точное определение понятию «шероховатость» в большинстве случаев дать очень трудно, поскольку параметры шероховатости часто недостаточно известны.

Причины:

  • очень мелкие пузырьки распределены по пленке;
  • на пленку попала пыль;
  • неправильное промежуточное шлифование (полировка) лака;
  • на пленку попали остатки лаковой корочки из емкости для нанесения лака;
  • жировые отпечатки пальцев на инструменте.

Способы устранения: обнаружить шероховатость пленки в большинстве случаев можно только буквально вооружившись лупой. Большая часть рекламаций, объявляемых как шероховатость, связана с загрязнениями на покрытиях. На объекте необходимо всеми способами поддерживать чистоту рабочего инструмента и емкости с лаком.

Морщинистость («слоновья кожа»)

Причины:

  • слишком раннее нанесение новых слоев лака;
  • слишком большая толщина слоя наносимого лака;
  • неправильный выбор разбавителя.

Способы устранения:

исправить дефект можно только в случае появления морщинистости на небольших участках покрытия. Если морщинистость распространяется на всю поверхность пола, то нанесенный слой лака необходимо сошлифовать. Особенно склонны к образованию морщин лаки на основе искусственных масляных смол, если их наносить чрезмерно толстым слоем или наносить новый слой, не дав достаточно просохнуть предыдущему.

Глянцевость или матовость имеет пятнистый характер

Причина — наносимый слой очень толстый, матирующие добавки неравномерно оседают в слое лака. Для устранения дефекта необходима промежуточная полировка и нанесение нового тонкого слоя лака.

Трещинообразование

Причины:

  • большая толщина нанесенного слоя, например, в случае кислотно-отверж-даемых лаков;
  • в двухкомпонентный лак добавлено слишком много отвердителя. Потрескавшийся слой кислотного лака
  • можно только полностью сошлифовать и покрыть поверхность лаком заново.

Как перекрасить "мебельный" паркет

В настоящее время в продаже появился паркет, покрытый лаком в заводских условиях. Лак на такой паркет наносится механически методом безвоздушного распыления в специальных заводских вакуумных камерах и отверждается за счет ультрафиолетового или электронно-лучевого облучения.

Технология заводской лакировки паркета исключает дефекты ручного нанесения и позволяет достичь «мебельного» качества. Однако иногда мастера сталкиваются с пожеланием заказчика повторно покрыть такой паркет лаком в условиях строительного объекта, чтобы скрыть дефекты укладки (большие зазоры между планками) или эксплуатации (сколы лака и т. п.). В этом случае необходимо обратить внимание на следующий аспект: не на всякий паркет, покрытый лаком в условиях производства, вообще можно нанести повторно лаковое покрытие. Это связано с тем, что связующие лаков, которыми пользуются в промышленности, не всегда совместимы с лаками ручного нанесения.

Проблему совместимости заводского и вновь наносимого лаков необходимо исследовать в каждом конкретном случае. Лучше проконсультироваться у продавца лакированного паркета, т. к. не всякий паркетный лак, имеющийся в продаже, может быть использован для нанесения повторного покрытия на такой паркет.

Перед нанесением нового слоя необходимо отшлифовать заводской лак од-нодисковой машиной, чтобы после полировки вся поверхность стала равномерно матовой. Однако если основание имеет локальную кривизну или планка покороблена, то существует опасность полного удаления лака или сохранения в отдельных местах нетронутого лакового слоя (появляется вероятность отслоения из-за недостаточной адгезии).

Следующая проблема — это зрительное выделение стыков планок. Когда лак наносится на лицевую поверхность, то зрительно стыки между планками будут еще заметнее. Даже если щели в стыках планок так малы, что о предъявлении рекламаций не может быть и речи, внешний вид покрытия может сильно ухудшиться и заказчик будет недоволен.

Следует добавить, что частицы пыли, упавшие на свеженанесенный лаковый слой, будут отчетливо заметны на лицевой поверхности пленки почти идеального качества, что может быть основанием для предъявления претензий. Проанализировав все это, следует сделать вывод: повторная лакировка готового паркета должна осуществляться только при чрезвычайных обстоятельствах.

Эти рекомендации основаны на опыте и знаниях, полученных в производственном процессе. Они не могут быть обязательными для всех. Результат вашей работы может отличаться от указанного в статье. Надеемся, что наши советы помогут вам добиться хорошего качества.
С. Г. Милюков



Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

Спасибо за хорошую статью! По опыту знаю как важно взять хорошие материалы для паркета (например брал отечественный лак и просто чуть не испортил пол, после чего взял другой и получилось отлично). Напишите обзор лаков по производителям думаю многим будет полезно!

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Ваш контент должен быть одобрен модератором перед публикацией

Гость
Вы комментируете как гость. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите
Добавить комментарий...

×   Вставить как форматированный текст.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Google рекомендует

  • Наши рекомендации

    • Капитальный ремонт с нуля 2
      Добрый вечер! Все дом наш. Сегодня в один день завершили две сделки с нотариусами. Первая эта продажа нашей квартиры, вторая покупка дома. Все по разным адресам. Понервничали порядком, но теперь все позади. Денег хватило. Три штуки евро в остатке плюс наши отпускные, должно хватить на электрику и отопление.

      • 261 ответ
    • Козлёнок
      Когда то давно Дима-Феникс хотел увидеть моего козлика, но тогда у меня не было фотоаппарата и вот прошло несколько лет, наверно больше обещанных трёх, и таки добрался я до фотографий. Да и в общем то по требованию Стимроллера выложить сей девайс на общий обзор, решился я замутить блог, ну как замутить, просто выложить фотки сюда ибо темы уплывают вниз, а вставить козлёнка в какую-нидь тему по инструменту, то он может затеряться. Фотограф из меня не ахти какой, посему заранее извините за возможно не удачные ракурсы.

        • Нравится
      • 5 ответов
    • Must have оборудование для вашей мастерской
      В обзоре я рассказываю об инструментах Bosch, в том числе о новинках. Почему я выбрал именно этот бренд? Потому что именно Bosch первым разработал электроперфоратор, выпустил быстросъемные оснастки SDS+ и SDS-max. Эта компания регулярно предлагает инновационные решения в области инструмента, по сути, облегчая людям работу. Инструменту Bosch доверяют во всем мире, и я не исключение. Итак, поехали.

        • Нравится
      • 9 ответов
    • Заливка эпоксидной смолой слэба.
      Заливка эпоксидной смолой слэба. Первая заливка смолой слэба.

      Самые основные основы. 

      Нужно положить слэбы на ровное основание, у меня это лист лдсп, при этом сам лист-основание  должен лежать строго горизонтально.

        • Нравится
      • 2 ответа
    • Как выкрутить и вставить заглушку
      Здравствуйте , появилась течь , хотел выкрутить, но обломилось , как выкрутить не знаю ..  Подскажите что - нибуть ?

      • 36 ответов
    • Первые шаги. Столешницы из слэбов
      Первые  попытки что то сделать из привезенных слэбов. Хотя какие тут могут быть попытки, материал стоит денег и прав на ошибку столько сколько есть денег в кармане. Тренируйся за свой счёт как говорится.

      Поэтому каждая доска тщательно осматривается и примеривается, пословица про семь раз отмерь в действии.

      Работа сама по себе не хитрая, творческая, есть несколько досок и их нужно подобрать чтобы и красиво смотрелось и перерасхода не было. Вся подгонка в размер и подрезка делается с минимально возможным съёмом материала, по простому чутка тут отпилил , немножко  там стамеской срезал.

        • Нравится
      • 2 ответа
    • Электрика. Полезные "мелочи".
      Приветствую, продолжу начатое в записи "Электрика. Как дела обстоят на самом деле.".

      Запись будет постепенно пополняться). "Картинки" будут

        • Нравится
      • 17 ответов
    • Вступление. Столярная мастерская
      Вот я и дожил до своей мастерской, которую нужно ещё долго и упорно оборудовать и дополнять разными  инструментами.

      Но главное есть теплое помещение, хоть и не свое личное, есть где поработать пока не выгонят.

      Это складское довольно таки просторное помещение, если убрать всё не нужное, поэтому придется  многое сделать чтобы хоть как то приступить к работе. И первое что сделал вынес лишнее и приступил к сборке большого рабочего стола.

        • Нравится
      • 13 ответов

  • Категории

  • Похожие темы форумов

    • Анна АрхДизайн
      Анна АрхДизайн
      Добрый вечер, уважаемые строители!  Старый фонд. Убрали старые деревянные плинтуса, сняли обои (10 слоев) со стен. Поклеили обои. Паркет менять не будем. ПВХ плинтуса не подходят т.к. горизонтальный зазор у паркета и стены -3 см. Каким плинтусом закрыть такие дыры? Может быть модель плинтуса подскажете? Я не знаю что делать.
    • artemoniocool
      artemoniocool
      Всем доброго времени суток. Хочу перестелить паркет на кухне. Столкнулся с тем, что крайняя паркетная доска заходит под арку. При этом арка приклеена мёртво. Вытащить доску из под арки не удаётся. Подскажите, как быть: 1. Подпиливать паркетную доску, но тогда я её испорчу. 2. Оторвать нижнюю часть арки. Но как это сделать, чтобы её не повредить? Сидит на клею очень прочно. 3. Или же как-то можно по-другому паркетную доску вытащить? Фото прилагается.
    • Natalia1101
      Natalia1101
      Всем добрый день. Очень нужны отзывы о лаке МультиПротект Эко.  Пишут, что это аналог Бергера, российского производства, но сырье немецкое.  По цене в два раза почти дешевле, чем Bona и Loba.  В интернете нет отзывов. Может кто работал с ним или покрывал себе пол, напишите, пожалуйста!!
    • ТК Ланской
      ТК Ланской
      Паркет — теплый, экологичный и невероятно эстетичный материал — пользуется огромной популярностью для отделки пола. А если речь идет о классическом интерьере, то напольное покрытие из ценных пород древесины имеет все шансы стать стилеобразующим элементом жилого пространства. Различают штучный и модульный паркет, а также паркетную доску. Главное отличие паркета от доски в том, что паркет является целостным материалом и полностью состоит из ценных пород дерева, тогда как доска имеет слоистую структуру. В прошлый раз мы говорили о массивной доске,  этот пост посвящен модульному паркету и паркетной доске.
      Все товары, представленные в материале, можно приобрести в ТК «Ланской» по адресу: Санкт-Петербург, Студенческая, 10. Итак, наиболее популярный и доступный вариант — паркетная доска. Она выпускается крупными планками и напоминает пирог из 2—3 слоев древесины с разнонаправленными волокнами: такое положение обеспечивает стабильность конструкции. Средняя длина паркетной доски 180-250 см, ширина 14-20 см и толщина 1,4-2,2 см. Паркетная доска Fine Art Floors, Дуб Galezelle Gray  (Италия)
      Размеры:  (600-1900)x190x15 мм
      Цена: 6 130 руб. кв. м
      Где купить: Дом паркета и дверей  Villa di Parchetti, секция  B1a
      Особенность этой дубовой паркетной доски — в высветленных торцах вдоль фаски, которые задают визуальное направление и зрительно вытягивают помещение. Мягкий коричневый оттенок способствует созданию желаемой ауры уюта и тепла. Доска покрыта матовым лаком, подчерчивающим древесную текстуру. Толщина «пирога» 4 мм, что позволяет провести до 5 реставраций.  Легкая укладка паркета производится благодаря системе 5G-W click с прочными защелками. Паркетная доска Fine Art Floors, Дуб  Mountain Grey  (Италия)
      Классик gloss 15-20%
      Размеры:  (600—1900)х150х15 мм
      Цена: 6 650 руб. кв. м
      Где купить: Дом паркета и дверей  Villa di Parchetti, секция  B1a
      Паркетная доска с нежным жемчужным оттенком перенесет нас в домик у моря, где закатное солнце переливается разноцветными оттенками в миллионах соленых брызг. Технология браширования и мерцающий лак, используемый для доски  Mountain Grey,   создает эффект хамелеона: оттенок годовых колец древесины переходит от насыщенно маренгового до серебристо-белого. Столь роскошное покрытие станет украшением самых разнообразных интерьеров. Плотная стыковка ламелей обеспечивается за счет замка нового поколения 5G-W click, исключающего преждевременную деформацию, появление щелей, скрипов и т.п. Паркетная доска Elm Brown, Ellett Mansion Collection, вяз
      Цена: 5 280 руб. за кв. м
      Где купить: ТК «Ланской», «Сампо Паркет», секция B46.
      Однополосный дизайн паркетной доски — элегантное решение для оформления гостиных или спален, кабинетов и библиотек в классическом стиле. Полуматовый лак и тонировка подчеркивают красоту брашированной поверхности, обладающей ощутимой рельефностью. Доска имеет высокие показатели износостойкости и очень удобна в укладке.  При производстве  доски используется продольная микрофаска, скосы имеются только по длинной стороне планки. Паркетная доска Kahrs, ясень  черная, медь
      Цена: 8 141 руб. за кв. м
      Где купить: ТК «Ланской», «Сампо Паркет», секция B46.
      Коллекция паркета Kahrs  идеально пойдет для гламурных женских интерьеров. Сияющий металлизированный  глянец покрытия погружает в атмосферу шика и вечного праздника. Доска состоит из трех слоев, средний выполнен из хвойных пород древесины, что усиливает прочность доски. Штучный паркет изготавливается небольшими планками, имеющими следующие размеры: длина – 19,5-49 см, ширина – 4-8 см, толщина – 1,5-2,2 см. Доски легко стыкуются между собой, образуя определенный геометрический рисунок, укладка производится на месте специалистами-паркетчиками. Менее дорогостоящая альтернатива — модульный паркет, который производится готовыми секциями. Художественный паркет с инкрустациями различных ценных пород древесины также относится к модульным или наборным и имеет квадратную форму секций. Модульный паркет  Ferutti Castello, Дуб Экспрешен (Италия)
      Размеры:  15/3 х 450 х 450 мм
      Цена: 9 720 руб. кв. м
      Где купить: Дом паркета и дверей  Villa di Parchetti, секция  B1a
      Модульный паркет Ferutti Castello отличается великолепными геометрическими характеристиками. Оригинальный рисунок придает дополнительный объем напольному покрытию, смотрится органично и приковывает к себе внимание. Жемчужно-кремовый оттенок прекрасно дополняет эффект старины и подчеркивает естественную красоту древесных волокон.  Специальные пропилы усиливают прочность конструкции, а лаковое покрытие противостоит преждевременному истиранию пола. Доска укладывается на фанерное основание по технологии шип-паз. Модульный паркет Ferutti, Дуб Неро (Италия)
      Классик gloss 15-20%
      Размеры: 585х125х15 мм
      Цена: 7 180 руб. кв. м
      Где купить: «Дом паркета и дверей  Villa di Parchetti», секция  B1a
      Насыщенно черный, с подчеркнуто выбеленными порами и фасками пол — выбор откровенно смелых натур. Дубовый паркет Ferutti в тонировке Неро, уложенный наискось, — бесспорно, станет гордостью вашего дома.  Дополнительную защиту создает верхний лаковый слой.
      Художественный паркет, коллекция «Ренессанс»
      Цена: от 20 000 руб. за кв. м
      Где купить: ТК «Ланской», «Сампо Паркет», секция B46
      Паркет с инкрустацией ценных пород древесины — отличный способ продемонстрировать хороший вкус и достаток. Художественный паркет, коллекция  «Мир паркета», коллекция «Ренессанс»
      Цена: от 20 000 руб. за кв. м
      Где купить: ТК «Ланской», «Сампо Паркет», секция B46.
      Художественный паркет относится к элитным материалам. Сделанный из натуральной древесины и состоящий из множества элементов разных форм, размеров и тонировки этот паркет являет собой настоящее произведение искусства.
    • dudeden
      dudeden
      Добрый день. Подскажите пожалуйста как укладывался паркет типа "Елочка" в хрущевках т.е. как по полу идут лаги на которых он лежит.  Так или так Паркет уложен на лаги это 100% так как присутствуют вент. решётки в углах комнаты. Высота от перекрытия до паркета приблизительно 10 см. Хочу положить по верх паркета ламинат. В тех местах где дощечки гуляют притянуть их саморезами, сверху положить OSB 8 мм., подложку, а на нее ламинат. OSB для выравнивания паркета.  
  • Google рекомендует


×